28 ноября компания «Парадиз» выпускает в российский прокат «Марию», биографическую драму о последних днях из жизни оперной певицы Марии Каллас. Фильм был показан в рамках основного конкурса Венецианского кинофестиваля и получил высокие оценки от профессиональной прессы. С большой долей вероятности картина будет представлена на грядущем наградном сезоне, в частности на Оскаре-2025, сразу в нескольких категориях. В том, что Анджелина Джоли, сыгравшая в «Марии» главную роль, окажется в списке соискателей приза за лучшую женскую роль никто и не сомневается. Подобные актерские работы академики стараются отмечать, если уж не статуэтками, то хотя бы номинацией. Но также велик шанс, что и режиссер Пабло Ларраин поборется за персональную награду и, возможно, будет ее удостоен.
По случаю выхода «Марии» на российские экраны вспоминаем самые знаковые фильмы в карьере титулованного чилийского постановщика, а вместе с тем анализируем его творческую эволюцию и тематические предпочтения.
В 1973 году в Чили произошел военный переворот, в результате которого к власти (не без помощи ЦРУ) пришел генерал Аугусто Пиночет. После этого десятки тысяч сторонников легитимного президента Сальвадора Альенде были арестованы и отправлены в лагеря, а в СМИ была введена жесточайшая цензура. Многие чилийские кинематографисты считают своей святой обязанностью не давать согражданам забыть об ужасах и жертвах того периода, а потому нередко обращаются к нему в своих произведениях. Пабло Ларраин — как раз наглядный тому пример: больше половины работ в его фильмографии посвящены мрачным страницам в истории республики. И картина «Нет» — не исключение.
Фильм повествует о национальном плебисците 1988 года, когда решался вопрос о продлении полномочий Пиночета на еще восемь лет. Военная хунта, находясь под давлением мирового сообщества, решила добавить в эту процедуру щепотку демократии и даже выделить оппозиции эфирное время (15 минут в полночь) на агитацию своих взглядов. В центре сюжета маркетолог по имени Рене (Гаэль Гарсия Берналь), который по просьбе друга семьи соглашается снять ролик в поддержку отстранения диктатора от власти. Занятно, что и сам фильм снят в стилистике телевидения 80х с использованием характерного для того периода VHS-изображения.
На момент выхода картины на экраны, Пабло Ларраин уже был известным чилийским режиссером, за плечами у которого имели мрачные исторические драмы «Тони Манеро» и «Вскрытие». Обе также затрагивали пиночетовскую эпоху, причем с нетривиальных ракурсов — с точки зрения аполитичного участника шоу двойников и работника морга соответственно. «Нет» — куда более светлое и жизнеутверждающее кино, заигрывающее с жанром авантюрной комедии. Лента получила восторженные отзывы критиков и номинацию на Оскаре, как «лучший фильм на иностранном языке».
После четырехлетнего перерыва Ларраин вернулся с мощным антиклерикальным высказыванием о прикрывающихся ликом Христа. Действия ленты «Клуб» разворачиваются в небольшом обветшалом домике на берегу океана. В нем живут монахиня по имени Моника и четыре священнослужителя. Целыми днями они замаливают грехи и читают молитвы, а по вечерам тренируют борзую для собачих бегов. Всех их отлучили от сана за идущие в разрез с писанием и законами деяния. Однажды на порог их дома заявляется еще один экс-пастор. Его прибытие сильно меняет жизнь прозябающих на отшибе изгоев.
«Клуб» был удостоен Гран-при Берлинского кинофестиваля и номинации на «Золотой Глобус». В своих рецензиях критики отмечали, что при создании фильма Ларраин задействовали многие приемы из арсенала «короля триллеров» Альфреда Хичкока. Несмотря на медитативное повествование, картина в то же время обладает сильным саспенсом. Не менее примечательной является визуальный ряд ленты. Оператор Серхио Армстронг намеренно делает изображение непропорционально вытянутым по горизонтали при помощи анаморфотного объектива. Это делает картинку неприятной глазу, вызывающей раздражение, чего и хотел добиться с ним в тандеме Ларраин.
Поэт и Нобелевский лауреат Пабло Неруда — икона гражданского сопротивления Чили, наравне с его коллегой по литературному цеху Виктором Харой. Они стали настоящими мучениками из числа первых жертв режима Пиночета. Вот только диктатуре мятежного генерала в XX веке предшествовало еще несколько периодов политической напряженности с закручиванием гаек. Так, в 1948 году Неруда пришлось эмигрировать в соседнюю Аргентину, дабы избежать репрессий после запрета коммунистической партии. Пабло Ларраин дает волю фантазии в своем комедийном детективе, сталкивая реальных людей и вымышленные события. Главный герой фильма «Неруда» — молодой и неопытный полицейский по имени Оскар (Гаэль Гарсия Берналь), которому президент республики поручает операцию по поимке поэта-мыслепреступника (Луис Ньекко). Вскоре выясняется, что последний обладает недюжинным умом, позволяющим ему всегда быть на два шага вперед правоохранительных органов.
Премьера фильма состоялась в рамках специальной внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля. «Неруда» — это «анти-байопик», произведение на тему альтернативной истории, в котором известный поэт предстает и как миф, икона восстания, чье нахождение на свободе тревожит государственных реакционеров, и как обычный человек, которому не чуждо и по борделям прошвырнуться. Как и предыдущая работа Пабло Ларраина, лента получила номинацию на Золотой Глобус.
Мировая слава настигла на Пабло Ларраина после выхода на экраны его англоязычного дебюта «Джеки». Биографическая драма с Натали Портман в главной роли повествуют о погруженной в горе, но не сломленной Жаклин Кеннеди, вдове 35-го президента Соединенных Штатов. Фильм делает акцент на главной героине и ее взаимоотношениях с супругом — от первой встречи до переезда в Белый дом на правах первой леди.
«Джеки» — это первая часть трилогии Ларраина о сильных женщинах, куда впоследствии войдут картины «Спенсер» и уже упомянутая выше «Мария». Что интересно, сценарий за авторством Ноя Оппенхайма долгое время томился в так называемом «черном списке», состоящем из многообещающих проектов, которые по тем или иным причинам не удается запустить в производство. Чилийский постановщик смог вдохнуть жизнь в заочно похороненный всеми голливудскими студиями фильм. «Джеки» получил восторженные отзывы прессы, а Натали Портман — целую россыпь актерских номинаций, включая «Оскар» и BAFTA.
Следующим фильмом в триптихе о сильных и независимых стал «Спенсер» — меланхоличная драма, рассказывающая о трех днях из жизни принцессы Дианы. Роль последней превосходно воплотила на экране Кристен Стюарт, известная многим по вампирской саге «Сумерки». Она прибывает на празднование Рождества в Сандригемский дворец, где ей приходится изображать видимость благополучия в кругу надменного монархического семейства и мужа-изменника. «Сказка о реальной трагедии» — с этой фразы начинается «Спенсер».
Многие называют фильм о принцессе Диане лучшим в карьере чилийского постановщика. Критики отмечают, что ему, как никому другому до него, удалось раскрыть драматический потенциал популярной актрисы, которую все кому не лень клеймили за отсутствие таланта и узкий эмоциональный диапазон. Как это обычно и бывает у Ларраина, отдельного внимания заслуживает и визуальная составляющая ленты. Изображение отдает в ретро-стилистику, так как фильм был снят на старую 16-миллиметровую пленку, а в кадре на протяжении доброй его части преобладают теплые пастельные цвета.
«Граф» вышел аккурат к пятидесятилетней годовщине военного переворота в Чили. В этот раз Ларраин намеренно отходит от реализма в пользу мистической метафоры: Пиночет (Хайме Вадель) — упырь в самом буквальном понимании этого слова. Он до сих пор жив и по ночам парит над Сантьяго в поиске новых жертв, кровью которых он питается. По сюжету же картины он решает уйти на покой, а потому собирает в тайном доме всех своих отпрысков, между которыми намерен поделить накопленное богатство, включая все активы, полученные в ходе коррупционных махинаций. Повествование в фильме ведется от лица персонажа, чье имя вплоть до самого финала держится в секрете.
Черно-белая палитра словно отсылает зрителя к «Носферату» Мурнау и «Дракуле» Браунинга. «Граф» — не столько художественное кино, сколько обличительная критика с примесью магического реализма в духе немецкого экспрессионизма 20х годов. Лента представляет собой тот самый справедливый народный суд (которого не дождался Аугусто Пиночет), пусть и состоявшийся в столь необычной художественной форме. Несмотря на свою сатирическую сущность, это кино — отрефлексированная боль всего чилийского народа. Однако Ларраин не сводит все к одной личности, демонстрируя в конце, что вампиризм — это про систему, порождающую Пиночетов. Фильм был удостоен награды за лучший сценарий на прошлогоднем Венецианском кинофестивале.
За свою без малого двадцатилетнюю карьеру чилийский кинематографист собрал внушительное количество наград, но одной — самой главной в премиальной иерархии — все ж не хватает. Речь, конечно же, идет об оскаровской статуэтке за режиссуру. Исправит ли грядущий «Оскар» эту несправедливость, пока не ясно: имена номинантов мы узнаем не раньше второй половины января. Но даже если сам Пабло Ларраин и не попадет в соответствующую категорию, его новая работа почти наверняка окажется в списке соискателей приза за «Лучший фильм» — таких высот он не достигал даже с картинами «Джеки» и «Спенсер».
Как бы то ни было, Ларраина можно по праву назвать выдающимся режиссером с уникальным и, главное, узнаваемым почерком. Переметнувшись из творца национального разлива в стан титулованных постановщиков англоязычной продукции, Пабло остался верен себе, своему стилю и гражданской позиции, которую отстаивал с самого первого фильма.