Блоги

Третий глаз за крышкой объектива

Оператор-постановщик (DP, DOP) отвечает за качество фотографической съёмки и за «кинематографичность» действия картины. Он воплощает замыслы сценариста и режиссера в зрительные образы – в изображение. Для того, чтобы зритель мог испытать нужные режиссеру эмоции, оператор-постановщик, используя знание методов освещения, типов объективов, кинокамер и фотографических эмульсий, придает каждому кадру соответствующие настроение, атмосферу и визуальный стиль. Работая в тесном контакте с режиссером-постановщиком, оператор-постановщик выбирает для каждого плана ракурс съемки, выстраивает композицию, а также схему движения съемочной камеры. Оператор-постановщик также подбирает осветительную аппаратуру, определяет тип и число необходимых для съемки камер.
Собственно Оператор (Cameraman) обеспечивает съёмку кинокамерой и остановку съёмки в нужный момент по команде оператора-постановщика. Оператор отвечает за обеспечение плавного движения камеры и получение удовлетворительных изображений. При этом оператор не только старается избежать столкновения камеры с другим оборудованием во время съемок, но также готовит все движения камеры (проходы, наезды, вращения, наклоны), следит за положением операторского крана, а также положением вспомогательного оборудования, например шеста с микрофоном над снимаемой сценой, чтобы тот случайно не попадал в кадр.
Сложно представить проведение спортивного мероприятия без видеосъемки. Ведь именно видео позволит «поймать» все самые интересные и ключевые моменты. Для съемки крупного спортивного мероприятия всегда используется несколько камер. И у каждого спортивного видеооператора своя задача. Репортаж о спортивном событии можно снять и в одиночку, но в этом случае существует риск упустить ключевые моменты. Спортивный репортаж смотрится с бОльшим интересом, когда он включает крупные планы игроков и болельщиков: безудержная радость от забитого гола, разочарование от промаха, порванная в порыве счастья майка и пр. Эмоции и драйв – это неотъемлемая часть любого спорта, а значит, и спортивного репортажа, поэтому спортивный оператор обязан ловить любые эмоции посетителей матча.
Журналист горячих точек – одна из самых опасных профессий в мире, но является самой ценной в контексте освещения острых политических конфликтов. Журналисты, работающие в горячих точках, выполняют важную гражданскую функцию. Их учат, как снимать на фото- и видеокамеру, как писать, как брать интервью или собирать материал для очерка. Но как «показать» войну, учебников нет. Здесь в первую очередь важно просто снимать максимально подробно, так как любая деталь имеет большую ценность. При выборе этой профессии стоит помнить, что выбор нельзя будет поменять или в один момент взять и уехать жить прошлую жизнь. Единожды побывав в качестве репортера на войне, журналисты стремятся поехать туда вновь и вновь, несмотря на тяжелые психологические травмы, на трудности, в том числе и бытовые, как будто нет никакой другой приятной жизни, чем жизнь под пулями. Придется пройти не один курс психотерапии, если захочется уйти и продолжить жить «скучную» жизнь.
Оператор-анималист занимается документальной съемкой обитающих в определенной области животных в своей естественной среде обитания. Большой вклад в развитие анималистики внес журнал National Geographic, впервые опубликовавший фото дикой природы в 1906 году и не прекращающий делать это до настоящего времени. Одно из главных качеств для оператора-анималиста — это терпение. Не выйдет приказать дикому животному смотреть в камеру или остановиться на секундочку. Остается ждать, когда обстоятельства для удачного кадра сложатся случайным образом. Знание звериных повадок облегчает работу. Эта профессия приносит не только уникальные кадры, но и опасные ситуации. В дикой природе человек становится самым беззащитным существом – это следует помнить при выборе профессии. В любой момент можно столкнуться с трудностями, которые могут стоить оператору жизни.
Отдельное слово заслуживает оператор-дайвер. Он занимается тем же, что и анималист, только область его съемки ограничена водоёмом. Основная сложность при использовании подводной камеры заключается в том, чтобы защитить камеру от воды под высоким давлением, сохраняя при этом возможность управлять ею. Другой проблемой является более низкий уровень освещенности под водой. Профессия была и остается экстремальной, потому что человек – существо земное, оно не способно приспособится к жизни под водой, оттого океаны и моря до сих пор остаются неисследованными.
Кино