Блоги

Editing Is Not Always Invisible

Тельма Скунмейкер — американский киноредактор, известный своей более чем пятидесятилетней работой с режиссёром Мартином Скорсезе. Она начала работать со Скорсезе над его дебютным художественным фильмом «Кто стучится в мою дверь» (1967) и редактировала все фильмы режиссера со времен «Бешеного быка» (1980). Скунмейкер получила восемь номинаций на премию «Оскар» за лучший монтаж фильма и трижды побеждала — «Бешеный бык» (1980), «Авиатор» (2004) и «Отступники» (2006). Все фильмы-номинанты были работами режиссера Скорсезе.

Во время учебы в аспирантуре Колумбийского университета в Нью-Йорке, Скунмейкер фактически начала свою карьеру одним из самых невероятных способов — ответив на объявление в газете. Девушка увидела рекламу в The New York Times, которая предлагала обучение в качестве помощника киноредактора. Именно там она научилась искусству нарезания «негативов». Этот навык она сразу применила в работе со Скорсезе над повторным монтажом его короткометражного студенческого фильма «Что такая хорошая девушка делает в таком месте?».

Тельма — правая рука Мартина Скорсезе уже более 50 лет. Скунмейкер считает, что монтажер должен быть неотъемлемой частью процесса кинопроизводства. Хотя монтажер читает сценарий только один раз, она активно участвует в просмотре и обсуждении ежедневных сводок со Скорсезе, делая обильные заметки из съемочных дней и высказывая свое собственное представление о том, как повествование будет смонтировано и подано зрителю.

Первую номинацию на Оскар за «Лучший монтаж» она заслужила работой над документальным фильмом «Woodstock» (о рок-фестивале, проводившемся в 1969 году недалеко от Нью-Йорка). Использование наложений и стоп-кадров оживило выступления в фильме и добавило широкой привлекательности, тем самым помогая поднять артистизм и видимость документального кино на новый уровень. В конце 60-х это было нечто новое и яркое.

Ранний период карьеры Тельмы был трудным. Несмотря на то, что она была номинирована на Оскар, она не могла работать над художественными фильмами, так как не являлась участником «Сообщества киноредакторов». Фильмы же не может делать «кто попало», нужно было доказать свою способность творить. Вступительные требования включали в себя пять лет работы в качестве ученика и ещё три года в качестве помощника, но Скунмейкер не хотела загонять себя в эти рамки. Женщина спустя года шутливо поделилась, что не могла видеть себя учеником, уже имея опыт в кинопроизводстве. Она тогда работала «подпольно», не принимая гонорары за фильмы Скорсезе, и только к 1980-м годам она вошла в состав «Сообщества киноредакторов», так и не выполнив требований.

Всего у Скунмейкер три Оскара за «Лучший монтаж». За какие приемы и детали она заслужила эти награды, узнаем прямо сейчас. Итак, по порядку.

Бешеный бык (Raging Bull) (1980)



Самая яркая в плане сюжета и монтажа сцена этого фильма именно та, в которой Джейк Ламотта, главный герой фильма, не совершил ни одного удара по противнику. Боксер искупает свои грехи единственным для себя способом — жертвенным насилием. Религиозные образы Скорсезе очевидны: каждый раз от ударов Джейк ложится обратно на веревки, подобно распятию Христа. Вспышки света, чередование медленной и быстрой перемотки, крупные планы на окровавленных частях тела Джейка — всё это прекрасно передает насильственность и трагичность фильма. Даже после стольких ударов в лицо Ламотта, не видевший почти ничего сквозь пробитые глаза, с улыбкой заявляет Рею, своему противнику: “Ты никогда не повалишь меня».

Авиатор (The Aviator) (2004)



Говард Хьюз, главный герой фильма, был эксцентричным человеком. Он принимал удивительные решения в бизнесе, обычно движимый ненасытностью к совершенству. Он был агрессивен во всей своей деятельности. Это отличало его от других и мешало быстрому налаживанию отношений с людьми, ведь его цели и интересы превосходили иные. Этот аспект его жизни делает кинокартину «Авиатор» очень интересным источником понимания организационного поведения. Что касается монтажа, то в этой сцене Хьюз тестирует H-1 Racer, побив скоростной рекорд самолета. Масштабные модели были использованы для дублирования многих сцен полетов в фильме, что оказалось экономически эффективными. Спецэффектами CGI практически не использовались. Старые модели самолетов отличались сильной неустойчивостью и, чтобы передать отсутствие безопасности полета и скорости, оператор использует характерную тряску. Сильные руки Говарда сжимают рычаги самолета, будто они скоро оторвутся. Нарезка кадров удерживает зрителя, не давая понять, что же будет с героем, когда счетчики ломаются и транспорт падает с огромной высоты прямо на землю!

Отступники (The Departed) (2006)



Большинство фильмов Мартина Скорсезе были о мужчинах, пытающихся реализовать свое внутреннее видение самих себя в реальности. Это касается и уже описанных выше Джейка Ламотты и Говарда Хьюза, да и других персонажей фильмов Скорсезе. «Отступники» повествует о двух мужчинах, пытающихся жить общественной жизнью, которая является радикальной противоположностью их внутренних реалий. Костиган — полицейская «крыса» в толпе Костелло, в то время как Салливан — «крыса» мафии в государственном полицейском управлении. Но это только верхушка айсберга. Все персонажи продают друг друга. Никому нельзя доверять. Если говорить об этом фрагменте, то настолько виртуозно и «чисто» показать напряжение и смерть персонажей сможет только монтажер. Насилие также высококлассно склеено.


Уважение к таланту Тельмы нельзя не испытывать. Но ее трудолюбие восхищает еще больше. Эта женщина продолжает двигаться и работать вместе со Скорсезе, несмотря на то, что ей уже 82 года. Она до сих пор работает над новыми фильмами в дуете с режиссером и не собирается останавливаться!

Кино