Блоги

Гай Ричи: клиповый монтаж в кино

Фото: Гай Ричи со своей женой

Гай Ричи — современный выдающийся режиссер, ставший за почти 30 лет чуть ли не первым в списке успешных киноделов. Артхаусное начало и модернистское сегодня. И то, и другое способно дать зрителю удовольствие. В его работах присутствует именно искусство монтажа. В честь выхода нового фильма под названием «Операция «Фортуна»: искусство побеждать» вспомним пару работ из разных периодов фильмографии Гая Ричи и отметим замеченные монтажные детали.

Lock, Stock and Two Smoking Barrels (Карты, деньги, два ствола) (1998)


Одна из первых работ, давшая популярность этому режиссеру. Монтаж: Найвен Хоуи. Наконец то чрезмерно большое количество ранее представленных персонажей собирают воедино. У каждого своя цель и свой план, который они выполняют в одно и время. Это показано играющей композицией «Zorba the Greek» на протяжении почти всей сцены. Нарезка кадров представлена так, что все отрывисто, но одновременно слаженно, сама песня дает понять, что действия разных сюжетных линий идут не раздельно, а вот-вот пересекутся, что в итоге и происходит.

Ещё можно отдать должное цветокоррекции. Весь фильм в чрезмерно желтых тонах, словно вся действительность покрылась той самой желтизной от сигарет на холодильнике. Возможно, в то время не было средств на пленку хорошего качества. Но такое сочетание цветов несомненно придает шарма ситуации Британии девяностых, будто все уже прогнило, умерло, утонуло в дыме и запахе гари оружия и застывшей крови. Что уж говорить о сигаретах, когда даже в отсылке в названии фильма стволы «курят», когда как в оригинальной британской идиоме (lock, stock, and barrel) ни о каком курении не идет и речи. Прекрасная работа, тем более для начала режиссерского пути.

Snatch (Большой куш) (2000)


Это был первый фильм Гая Ричи, который я посмотрела. Испытала, если честно, незабываемые эмоции. По-настоящему легендарные вступительные титры и невольно запоминающаяся фраза озвучки Дмитрия Гоблина: «Художественный фильм — С******и» (которой, благо, нет в представленном отрывке). Прекрасный клиповый монтаж в исполнении Джона Харриса. Отлично обыгранные переходы, знакомящие с каждым персонажем и раскрывающие их связь в фильме. Сразу чувствуется драйв из-за чередования быстрой и стандартной перемотки. Отличная закольцованность, когда начало титров (где Четырёхпалый Фрэнки смотрит через алмаз) заканчивается той же сценой (теперь уже Фрэнки убирает алмаз в чемодан).

Немного нелепые и непрофессиональные джамп-каты выдают прошлое режиссера, ведь в молодости Гай Ричи режиссировал и даже монтировал исключительно музыкальные клипы. Некоторая резкость и чрезмерное чередование кадров в этом случае простительно, так как это самое запоминающееся промо в фильмографии Ричи.

RocknRolla (Рок-н-рольщик) (2008)


Не особо популярный у российской аудитории, но заслуживающий внимания фильм. Здесь уже используются звуковые эффекты (зачастую реверс, показывающий, что мы вернулись в настоящее). Гай Ричи к тому моменту уже набрался опыта и смог уверенно экспериментировать.

Помимо клиповых переходов из прошлого в настоящее, мы видим какие-то смазанные движения камерой из одного плана в другой, что смотрится очень свежо и современно.  Этот коронный прием используется в фильмах Гая до сих пор.

А почему тут опять всё какое-то желтое? Неужели это тот самый «Карты, деньги, два ствола» 20 лет спустя? Конечно, этот фильм с ним ничего общего не имеет, но, видимо, тут специально всё «зажелтили» для некоторого антуража, и только в конце сцены нам покажут «нормальную передачу цветов», которая покажется нам чересчур холодной и синей.

Монтажный приём, который очень сильно рассмешил: когда к концу сцены окровавленный злодей бежит за главным героем и рвет на себе майку, видимо сонный и рассеянный Джеймс Хеберт, монтажер фильма, случайно нажал на автоматическую стабилизацию, отчего кадры очень смешно дергаются. Возможно это понравилось Гаю Ричи и они решили это оставить, но этот прием серьезно оценивать невозможно.

King Arthur: Legend of the Sword (Меч короля Артура) (2017)


Здесь уже клиповая нарезка и джамп-каты придают комичности сцене. Например, когда герои повторяют одну и ту же фразу друг за другом, словно один человек. Поэтому чередуются одинаковые планы. Стандартный комичный прием, хорошо обыгранный в нарезке. Отлично показаны и скачки из прошлого в настоящее и обратно. Ведь суть допроса — получить краткую и при этом подробную сводку происходящего, как бы погружаясь в события прошедшего события. Здесь мы опять встречаем любимые смазанные переходы, упомянутые в фильме ранее.

Рассуждая немного об особенностях этой картины, я пришла к мысли, что если бы она создавалась немного раньше, в 2000-х например, эта сцена с допросом выглядела бы совсем по-другому. В фильме жанра «драма» не место комедии, таков закон несмешиваемости жанров. Сейчас уже совсем другое время, и мне нравится то, что в качестве раскрытия персонажа Артура можно прибегнуть к комедийным моментам в довольно серьезном фильме.

The Gentlemen (Джентельмены) (2019)


Гай Ричи решил вспомнить молодость, поэтому добавил в фильм целый музыкальный клип с тем самым клиповым монтажем и вдобавок моушен-дизайном. Совершенно непривычный формат для кинематографа. Современные фильмы  –  современные шутки. Безбашенные парни ради просмотров готовы снять фильм на ферме по выращиванию травы, этим и достигается комичность сцены. Вообще весь фильм очень сложно воспринимать из-за нестандартных приемов. Кажется, это единственный фильм, который можно отнести к ряду экспериментальных с неудачным выводом.


Operation Fortune: Ruse de guerre (Операция «Фортуна»: Искусство побеждать) (2022)


17 марта новый фильм Гая Ричи «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» должен был выйти в прокат в России. Неизвестно, удастся ли нам его увидеть в ближайшее время. Пока нам доступен только трейлер. Будем надеяться, что многие анонсированные картины вернутся в прокат и мы сможем снова наслаждаться работами Гая Ричи и многих других выдающихся режиссеров современности.

А раз у нас пока нет возможности смотреть новинки, будем вспоминать «старое кино»!
На нашем сайте можете отслеживать подборку, что стоит пересмотреть в предстоящем месяце, чтобы не заскучать. Уже через несколько дней!
Кино