24 мая свою работу завершил 78-ой Каннский кинофестиваль. По решению жюри во главе с Жюльет Бинош «Золотая пальмовая ветвь» ушла картине «Простая случайность» Джафара Панахи. Некоторые представители экспертного сообщества посетовали, что присуждение награды иранскому диссиденту, выступающему против режима аятолл, имеет под собой политическую подоплеку. После ареста в 2010 году суд запретили ему выезжать из страны и давать интервью. Несмотря на это предписание, он втайне продолжал снимать фильмы и заочно участвовать в престижных европейских форумах. Другие колумнисты выдвигают предложение, что выбор был главным образом продиктован не политикой, а признанием былых заслуг постановщика, который до этого удостаивался «Золотого медведя» на Берлинале и «Золотого льва» в Венеции. Немало было и тех, кто считает решение жюри справедливым. Так или иначе, едва ли нам удастся посмотреть ленту на большом экране. По крайней мере, вероятность того, что иранская драма выйдет в российский прокат, не слишком высока.
Но отчаиваться не стоит: до наших широт доберется изрядное количество фильмов из каннской программы. В настоящей статье рассказываем о самых, на наш взгляд, примечательных картинах, но не исключаем, что в дальнейшем этот список пополнится парой-тройкой примечательных проектов, ибо не все сделки были обнародованы.
Единственный в нашем списке фильм, у которого известна точная дата релиза (4 сентября), — это японский хоррор «Выход 8». Если при виде стерильных офисных коридоров у вас пробегает холодок по телу, то настоятельно рекомендуем обратить внимание на новую ленту Гэнки Кавамуры. Пару лет назад в соцсетях все принялись обсуждать так называемые «лиминальные пространства». То, что однажды кто-то додумается перенести их пугающую эстетику на большой экран, было лишь вопросом времени. Подспорьем стала одноименная приключенческая видеоигра от студии Kotake Create, суть которая сводилась к поиску выхода из бесконечного подземелья. В кино-адаптации 2025 года структура сюжета осталась прежней. Роль потерявшегося мужчины исполнил Кадзунари Ниномия, участник популярного в Японии бой-бэнда «Arashi». Критики рапортовали с Лазурного берега, что фильм способен подарить незабываемый сюрреалистический опыт.
Самой синефильской картиной 2025 года, по всей видимости, станет «Новая волна» Ричарда Линклейтера. Фильм повествует о том, как Жан-Люк Годар (Гийом Марбек) снимал свой дебют «На последнем дыхании», попутно с этим изобретая новый кино-язык и экспериментируя с формой. Если верить критикам, посмотревшим ленту в Каннах, она заряжена тем же бунтарским духом, что и работы самого Годара. Несмотря на то, что Линклейтер с воодушевлением смотрит на творцов и звезд «новой волны» (не только на самого Жан-Люка, но и на его коллег-режиссеров, а также актеров той эпохи), он умышленно избегает патетического тона. На гала-премьере картины ей со слезами на глазах рукоплескал сам Тарантино, а это уже о многом говорит. Правда, реакция Квентина, который шесть лет назад туда же привозил синефильский опус «Однажды в… Голливуде», и не могла быть иной!
Жюлия Дюкорно вернулась на набережную Круазетт спустя четыре года после того, как взяла там «Золотую пальмовую ветвь». После «Титана» от нее ждали чего-то сопоставимо провокационного и безумного, но постановщица внезапно для всех решила изменить своему фирменную стилю. Да, элементы боди-хоррора в «Альфе» также присутствуют, но акцент на сей раз смещен в пользу драматической составляющей. Действия фильма разворачиваются в 1980-х, в разгар эпидемии неизвестного вируса. У всех инфицированных схожие симптомы: после заражения они начинают каменеть в прямом смысле этого слова. Тем временем девочка-подросток Альфа (Мелисса Борос), находясь на вечеринке в состоянии измененного сознания, получает в память о гулянке татуировку с первой буквой своего имени. Мать (Голшифте Фарахани), понятное дело, в ужасе, так как ставит под сомнение стерильность иглы. Свежая работа Дюкорно разделила журналистов на два противоборствующих лагеря. Одни упрекнули француженку в сумбурном сценарии и неэтичном представлении жертв эпидемии ВИЧ/СПИДа, тогда как другие похвалили ее за глубокий психологизм и отход от узнаваемого стиля.
Дебютные работы, которым сразу после премьеры пророчат «Золотую пальмовую ветвь», — редкость по меркам Каннского кинофестиваля, «Звук падения» Маши Шилински — исключительный случай. Хотя, если уж быть предельно честно, то это вторая ее картина, но сама она настаивает на том, что первая. Отборщики смотра поместили мрачную драму в самое начало конкурсной программы и не прогадали: она произвела фурор среди кинокритиков. Фильм охватывает исторический период длиной в сто лет и повествует о четырех поколениях немецких женщин. Несмотря на то, что в ленте отсутствует единая сюжетная линия, все новеллы связаны между собой и соотносятся с ключевым посылом постановщицы. Многие колумнисты (и в особенности колумнистки) в своих рецензиях отмечали, что это один из самых реалистичных и оттого травмирующих фильмов о женском опыте. «Звук падения» получил множество восторженных отзывов и приз жюри впридачу. Кстати, эту же награду (эквивалентную третьему месту) на ряду с драмой Шилински получил и «Сират» Оливера Лаше, но его для показа в России, судя по всему, никто не купил.
Женский опыт осмысливает не только без пяти минут дебютантка Шилински, но и частая гостья (и, вдобавок, неоднократная лауреатка) Каннского кинофестиваля Линн Рэмси. В ее новой работе героиня Дженнифер Лоуренс впадает в послеродовую депрессию, а затем и лишается рассудка в монтанской глуши, в то время как ее муженек, сыгранный Робертом Паттинсоном, не справляется ни с супружескими, ни с отцовскими обязанностями. С жанровой точки зрения фильм представляет собой психологический хоррор вперемешку с семейной драмой. И хотя «Умри, моя любовь» пришлась по душе далеко не всем, уже сейчас Лоуренс пророчат плеяду наград за ее сильнейший перформанс в амплуа безумной матери. Правда, в самих Каннах ей предпочли актрису Надию Меллити из французской ленты «Младшая Дерньер».
Не только триумфатор Джафар Панахи, но и многие другие участники Канн-2025 обращались к теме диктатуры и репрессий. «Досье 137» Доминика Молля, «Двух прокуроров» Сергея Лозницы и «Орлов республики» Тарика Салеха жюри оставили без наград, в то время как «Тайному агенту» Клебера Мендосы Фильо выдали сразу две — за лучшую режиссуру и лучший мужской перформанс. Известным массовому зрителю по роли Пабло Эскобара в сериале «Нарко» Вагнер Моура на сей раз очутился в шкуре школьного учителя, который оставляет родной Сан-Паулу (а заодно и грузное прошлое) и перебирается в портовый городок Ресифи, где планирует залечь на дно под фальшивым именем. Представители прессы окрестили фильм остроумным (все в восторге от эпизодов с отрубленной ногой, карающей неугодных) и интригующим, но обмолвились, что зрелище это довольно экстравагантное и сугубо фестивальное.
Если бы в дело не вмешалась политика (или любой другой из факторов, описанных в прологе статьи), то «Золотая пальмовая ветвь» должна была уйти Йоакиму Триеру и его драмеди «Сентиментальная ценность». По крайней мере, такой консенсус сложился у доброй части российских и западных критиков. Норвежский фильм сорвал 19-минутные стоячие овации, что является третьим по длительности аплодисментов результатом за всю историю кинофестиваля. Многие были уверены, что трогательное кино о престарелом драматурге (Стеллан Скарсгард), который пытается восстановить отношения с дочерьми-актрисами (их сыграли Рената Реинсве и Инга Ибсдоттер Лиллеос), победа в основном конкурсе просто гарантирована. Но, как мы знаем, этого не произошло. Впрочем, жюри все равно не обделили почестями явного фаворита, присудив тому Гран-при, что в каннской иерархии равноценно второму месту. С нетерпением будем ждать «Сентиментальную ценность» в российском прокате и, судя по всему, в числе номинантов на «Оскар»!