Блоги

«Сливной бачок» или авторитетный канал?

Telegram все больше и больше набирает обороты как самая удобная социальная сеть для общения и распространения информации. По данным Mediascope в феврале 2022 года мессенджером хотя бы раз пользовались около 54 млн. человек в России. В связи с ростом популярности появилась и новая профессия – редактор социальных сетей. Не SMM-специалист, а именно редактор, что приближает эту деятельность к журналистскому ремеслу. Чем отличается SMM от редакторского дела, как создаются новости в telegram-каналах и почему так важен фактчекиг рассказал Никита Шургин, продюсер отдела продвижения контента телеканала РТ.

Так в чем же различия?

SMM-специалист – человек, занимающийся продвижением аккаунта бренда, магазина, СМИ в социальных сетях, с помощью выбранной стратегии.

Редактор социальных сетей – журналист, ответственный за создание новостного контента в аккаунтах социальных сетей СМИ.

У редакции РТ есть два telegram-канала: «РТ на русском» и «RTллерия». В первом больше 600 тыс. подписчиков, новостной контент в основном подается в формате саммари. Во втором же чуть больше 30 тыс. человек и преобладает дейли контент. Саммари и дейли – новые, непонятные, явно заимствованные слова. Давайте разбираться!

Саммари (от англ. sammary – резюме, сводка) – формат подачи новостей в краткой форме.

Дейли-контент (от англ. daily content) – ежедневный контент, который предназначен для большей цитируемости.

В связи с ростом количества telegram-каналов и увеличением антироссийской пропаганды в медиа, появляется все больше «фейков». Для журналиста фактчекинг – неотъемлемая и одна из важнейших частей работы. Но мы бы посоветовали и обычным пользователям социальных сетей научиться отличать правдивые новости от вымышленных.

Как отличить «сливной бачок» от авторитетного канала?

Если это не аккаунт СМИ или известной личности, если в новости подаётся ссылка на анонимный источник или его вовсе нет, если в комментариях вы видите «очевидцев» события, но их аккаунт больше напоминает аккаунт бота, то точно стоит задуматься.

«Грань проходит в актуальности и достоверности информации, в ее скорой подаче. Когда telegram-канал переписывает новость 15 раз, получается какой-то "сломанный телефон", соответственно тут уже можно говорить о "сливном бачке"», – поделился Никита Шургин

Telegram-каналы сейчас становятся альтернативным источником информации и зачастую оперативней, чем традиционные СМИ. Но авторы каналов из-за оперативности забывают о факт-чекинге (проверку фактов). Одно дело, если громкие заголовки и непроверенная информация становятся способ раскрутки и последующей монетизации. И совсем другое дело – если анонимные владельцы каналов играют с фактами в своих целях.

Да, telegram – это просто, быстро, удобно и мы видим все больше каналов с новостями, но эта социальная сеть не является средством массовой информации и непонятно, станет ли в будущем. Но все-таки насколько опасен мессенджер в отношении распространения фейковой информации? Ведь сейчас «сливы», инсайды и интриги все чаще выходят за пределы telegram. Непроверенная информация за счет СМИ распространяется на куда большую аудиторию.

Читатели средств массовой информации и пользователи социальных сетей, будьте бдительны и развивайте критическое мышление в отношении фейков, лжи и фантазий анонимных авторов.