Блоги

Как понять, что ты мёртв?

В последнее время «Netflix» стал почти монополистом в сфере развлекательных сериалов, но, к сожалению, как это обычно бывает, обилие приводит к упадку качества. Да, на самом деле, большинство сериалов, выходящих под эгидой «Netflix» последнее время, не радуют ни актёрской игрой, ни режиссёрской и операторской работой, но сериал «Призраки поместья Блай», вышедший в свет 9 октября 2020 года, приятно удивляет и радует своей продуманностью и, в какой-то степени, чеканностью повествования. «Поместье» является продолжением другого сериала — «Призраки дома на холме», вышедшего в 2018 году. Если быть точнее, «Поместье» — это вторая часть антологии, созданной режиссёром Майком Флэнагоном, специализирующимся на фильмах в жанре ужасы и триллер.



Нельзя сказать, что «Призраки» показывают завораживающие кадры или находят ранее не использовавшиеся художественные приёмы, но оценить и уделить им внимание всё же стоит. Сериал начинается с предсвадебного обеда, на котором одна из героинь предлагает рассказать историю, предупредив, что она не будет короткой… Когда же она начинает свой рассказ, уводя нас в совсем другое место, к совсем другим персонажам, становится интересно, как всё это связано с изначальными героями и самой повествовательницей, так история заставляет вас досмотреть сериал до конца, который, я надеюсь, понравится вам не меньше, чем мне.
Действие разворачивается в Лондоне. Молодая девушка – Дэни, идёт на собеседование на должность гувернантки двоих детей в уединённом поместье за чертой города и не без приключений получает работу. При приезде в Блай она очаровывается местной природой и убранством дома, поэтому считает, что работа здесь покажется ей сущим раем, но через несколько дней она начинает в этом сомневаться. В поместье происходят странные вещи, да и про саму героиню не скажешь «нормальная» — в зеркалах, чайниках, кафелях – во всём, что может отражать, она видит странный силуэт мужчины с блестящими очками, которого Дэни боится и пытается не встречать.
Сюжет наполнен загадками. Искушённый зритель, возможно, уже устал от постоянно запутывающих сценариев, его пытливый ум способен выдать десяток теорий, опираясь на опыт просмотренных картин, и всё же, как бы вы не гадали, узнать правду вы сможете только в финале. Меня не сразу захватил сюжет, постоянная игра создателей с мистикой и тайнами показалась мне слишком избитой темой, как будто введение зрителя в непонимание стало единственным способом захватить его внимание… Но если пропустить это мимо, то через пару серий вы сможете ощутить прилив интереса и сопереживания к героям.
Жанры ужасы и триллер давно перестали быть редкостью и больше не могут пугать зрителя, как делали это раньше, однако сериал справляется с этим по средствам тех самых загадок, которыми наполнен сюжет. Больше всего меня напугало первое появление героев-призраков без лица. Это непривычно, отталкивающе и неожиданно. Но вот самое удивительное в призраках, пока они лишь неизвестные, сверхъестественные существа, — они и вправду могут нагонять ужас, но когда узнаёшь их историю, когда понимаешь, что сделало их такими, страх пропадает, он пропадает вместе с той неизвестностью, которая и делала их жутким.
Тема призраков, наверное, всегда будет актуальна, возможно, что вы и в обычной жизни задумываетесь над ней. Конечно, можно говорить и о душах умерших родных и близких людей, но я подразумеваю призраков нашего прошлого. Как часто мы носим их в нашей жизни, не можем отделаться, забыть. Они могут быть безобидными, а могут не позволять жить дальше. В какой-то момент задумываешься, а может ли человек жить постоянными воспоминаниями, ведь мы должны быть здесь и сейчас, потому что будущее не терпит постоянного обращения к прошлому. Прошлым живут мертвецы, у которых больше нет завтра. Думая над этим, я пыталась разгадать главную загадку сериала: «Кто же здесь живой?». Забавно, но именно этого, самого простого ответа вы и ждёте весь сериал. Нельзя сказать, что он вас поразит, но и не выяснить этого нельзя. Каждый из героев время от времени проваливается в свои воспоминания. По началу это путает, не сразу понимаешь, что происходит, а после пытаешься понять причину случившегося. К слову, пытаться выявить мертвецов по этому критерию не получится, как оказалось, из реальности пропадают как живые, так и мёртвые, разница лишь в том, что мертвецы не могут это контролировать, такие уж условия их нового мира. Но они могут влиять на мир живых, вселяясь в них и заставляя окунаться в своё прошлое, чтобы призрак мог взять на себя управление настоящим.
На середине сериала в меня закралось подозрение, что все герои – призраки, сами того не осознающие, продолжающие жить, хотя на самом деле давно мертвы. Этой теории противоречили многие факторы: гувернантка приехала в поместье Блай недавно, а значит не могла быть призраком, а дядя Генри – опекун Флоры и Майлза, для которых нанималась гувернантка, до последней серии ни разу не посещал поместья, также в Блай работают садовница и повар, уезжающие из поместья после рабочего дня, конечно, мы не видим их жизни за стенами дома, можно было бы предположить, что это ложь, на самом деле они никуда не уезжают а скрываются где-то на огромной территории поместья, до начала рабочего дня. Но оставим эту теорию, потому что, в любом случае, она неправдива. Если хотите знать правду, то никто из перечисленных героев не был призраком, а если быть точнее, то это единственные живые персонажи. 
Помимо сверхъестественных созданий сериал показывает нам и достаточно неметафоричных призраков прошлого — психологические ловушки, созданные человеком в своей голове. Такими призраками владел Генри. Возможно, введением этой сюжетной линии создатели хотели лишний раз подчеркнуть, что приведения – это не просто ночной кошмар, а реальные проблемы, которые селятся в разуме человека и не дают ему спокойно жить дальше.   
Сериал оставил тёплые ощущения и причина этому очень простая, как скажет одна из героинь в самые последние минуты: «Эта история не о призраках, а о любви». Именно о любви. Многим это покажется банальным и скучным, но как бы мы не сопротивлялись, всё связанно именно с ней, она центр и первопричина всего… Из зловещего и страшного рассказа сериал превратился в историю о сильных, страстных и трагических чувствах, не изменив своему замыслу, а лишь лаконично завершив его. Я специально не описала почти ни одной романтической сюжетной линии, думаю, что это очень личная история, о которой не нужно писать в рецензии.