Блоги

Действующие методы современных психологов

«Психологический подход – определенный комплекс, направленный на глубинное изучение предмета исследования. Эти подходы в большинстве своем не являются взаимоисключающими, причем невозможно определить, какой из них наиболее эффективен, поскольку они нацелены на изучение одного предмета, но с использованием разных инструментов.»
https://www.psychologies.ru/glossary/15/psihologicheskiy-podhod/

В 21 веке психологами используется 7 подходов: биологический, бихевиористский, гуманистический, когнитивный, психодинамический, кросс-культурный, эволюционный. Разберем каждый подробнее.

Биологический подход:
К этому подходу можно отнести психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга, различные психические болезни и неврологические. В биологическом подходе используется стресс, как фактор сопутствующий в психических заболеваний, доказанный медициной.

А.В. Снежневский выделяет несколько фаз развития этого подхода:
1 – иммуноневрология – в 1912 году В.К. Хорошко выразил мысли об аллергическом компоненте в патогенезе нервно-психических болезней, которые были обоснованы исследованиям Leman-Facius в 1937 году, а затем развились в направление - иммуноневрлогия.
2 – J. Thudichum в 1984 году заложил основы химической патологии головного мозга.
3 – Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова лежали в основе нейрофизиологического подхода к нарушениям психической деятельности.
Отрывок из книги Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. – Т. 1. М.: Медицина, 1983 – 480 с. – С. 99.


Влияние внешних биологических факторов на появление психических заболеваний обсуждалось среди таких учёных, как М.С. Лебединский и А.Р. Лурия. Поэтому сам биологический подход имеет право на существование. Он возникает в процессе изучения клинически больных пациентов.

Бихевиористский подход:
Он включает в себя изучение различных форм человеческого поведения. В данном подходе акцент переходит к внешним факторам поведения, а не к внутренним состояниям.

«Строгий бихевиористский подход не принимает во внимание психические процессы индивидуума. Психологи, не относящиеся к бихевиористам, часто регистрируют то, что человек высказывает о своих сознательных переживаниях (вербальный отчет), и на основе этих объективных данных делают выводы об умственной деятельности данного человека. Но вообще говоря, бихевиористы просто решили не гадать, какие психические процессы происходят между стимулом и реакцией (Skinner, 1981). Сегодня мало кто из психологов считает себя «чистым» бихевиористом. Тем не менее многие современные разработки в области психологии вышли из работ бихевиористов».


Джон Уотсон был основоположником бихевиоризма. Именно благодаря ему этот подход в психологии был развит, также учитывались и исследования условных рефлексов психологом Иваном Павловым. Уотсон считал, что «практически все формы поведения являются результатом обусловливания и что среда формирует поведение посредством подкрепления специфических привычных реакций.Например, если давать ребенку печенье, чтобы он перестал хныкать, это послужит подкреплением (вознаграждением) его привычки хныкать. Условные рефлексы рассматривались как элементарные составляющие поведения, из которых могут составляться более сложные формы поведения». (1924 год, «Behaviorism», Джон Бродес Уотсон)

Гуманистический подход:
Над данным подходом работали американский психолог Абрахам Маслоу и Карл Рождерс. Маслоу считал, что потребность человека заключается в самоактуализации. В данной его теории подчеркивается индивид в создании своей личности. Он считал, что человек приходит в этот мир с намерением творить добрые поступки. (1954 год, «Мотивация и личность», Абрахам Маслоу)


Также у Маслоу были сторонник Карл Роджерс, который выделял взгляд на личность как влияние текущих событий в нашей жизни. Именно он изучал человека как личность, индивида, способного изменить мнение о себе. Такой человек постоянно сравнивает себя с другими людьми.
http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt06.htm

Эти работы доказывают и подчеркивают важность внутренней составляющей человека (мысли, поведение). Те, кто избрал такой подход, изучают способы, позволяющие человеку вырасти, измениться и развить личный потенциал.

«Гуманистический подход – это вера в человека, в первую очередь в позитивность его намерений. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Гуманистический подход избегает учить, он склонен принимать человека, какой он есть, и помогать ему на пути его роста. Идеал развития - гармонически развитая личность, человек, живущий счастливо и свободно». https://www.psychologos.ru/articles/view/gumanisticheskiy-podhod

Когнитивный подход:
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896— 1980), провёл глубокий анализ и выяснял грани человеческого разума и разума ребёнка. Он поставил перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие это медленный процесс, у которого есть свои стадии. Ребёнок развивается через призму познания, все время есть 2 стороны: что он знает и что он хочет понять. Эти стадии проходят все без исключения именно в этой последовательности. https://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka ( Жан Пиаже «Речь и мышление ребёнка» )


Кросс-культурный подход:
Кросс-культурный подход появился сравнительно недавно, учёные рассматривают людей через разные Культуры. Изучая их поведение, мышление, анализируя поступки. То есть, сравнение менталитета стран.

Дж. Мёрдок, ставший ключевой фигурой в этом проекте, еще в 40-х гг. прошлого века написал ряд теоретических статей, в которых изложил свою концептуальную пози цию относительно кросс-культурных исследований, рассматриваемых им в качестве перспективного направления изучения культуры. Благодаря переводным изданиям в оте чественной науке наибольшую известность получили две его работы: «Фундаментальные характеристики культуры» и «Общий знаменатель культур», в которых Дж. Мёрдок сделал попытку перейти от эмпирико-практического применения кросс-культурного подхода к его теоретическому осмыслению в контексте целостного изучения культуры.


В статье «Общий знаменатель культур», опубликованной в 1945 г., Дж. Мёрдок определил проблему интеграции сходств и различий как центральную в теории антропологии, отмечая, что традиционно антропологи уделяли особое внимание не сходствам, а культурным различиям, сходства же становились предметом теоретического анализа только как исключение среди культурного многообразия. Вследствие этого целью его исследований стала формулировка и проверка фундаментальных обобщений, основанных на анализе повторяющихся черт. https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-ponyatiya-kross-kulturnyy-podhod/viewer

Психодинамический подход:
Создателем, открывшим психодинамическую теорию личности, также известной под названием «классический психоанализ», был именно Зигмунд Фрейд. Он считал, что при развитии личности возникают сопутствующие факторы, которые являются инстинктами (врожденными). Это и есть наша энергия - либидо.

Основная теория Фрейда – это психоанализ. Он считал, что у каждого человека существует «оно», отвечающее за обыденные желания – еда, сон, размножение, есть «я», которое способно оценивать окружающую действительность более осознанно, но принимает решения, основываясь на эгоизме личности, а еще «Сверх-Я», которое включает в себя мораль, отвечает за чувство стыда и вины и заставляет личность принимать решения не в угоду себе, а основываясь на окружении.
Он «значительно изменил и расширил идеи о бессознательном. В своих работах он объясняет процесс формирования бессознательного в результате вытеснения из сознания нежелательных по каким-либо причинам элементов», – говорится в статье консультантов: Jose Renato Avzaradel (Латинская Америка), Allannah Furlong (Северная Америка) и Judy Gammelgaard (Европа) (Межрегиональный координатора и сопредседателя: Eva D. Papiasvili (Северная Америка). https://www.ipa.world/IPA/IPA_DOCS/PDFDocuments/ED/The%20Unconscious_Russian.pdf

Фрейд выделил 3 составляющих психики: «Оно», «Я» и«Сверх-Я»:

«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла. «Оно» – это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. «Сверх-Я» - приобретенное бессознательное», – Лейбин, В.М. Психоанализ: учебное пособие / В. М.Лейбин. — 2-е изд., — СПб.: Издательство Питер, 2008.

Эволюционный подход:


Эволюционный подход – это одно из самых важнейших положений в истории, так как акцентирование переходит на роль всех качественных преобразований морфологических и поведенческих признаков в процессе формирования человека, продиктованых необходимостью приспособления организма к условиям окружающей среды ([1; 3; 7]. 1. Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов // Природа. 1983. No 1., 3. Леонтьев А. Н. Эволюция психики. Воронеж, 1999., 7.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973).

Из этого следует, что эволюция «есть приспособительная и состоит в развитии признаков» и видоспецифических особенностей, соответствующих той среде, в которой оказывается животное или человек ([8, с. 149], Северцев А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. 1982. No 4).

В научной статье «Эволюционный подход в социально-психологических исследованиях: половые различия как ведущие детерминанты статусных предпочтений» Т. В. Кочетова использовала для изучения социальных предпочтений и экспектаций теоретическую модель, разработанную Д. Бассом, позволяющую измерить и проанализировать различные универсальные поведенческие проявления, сравнивая их психометрические показатели у представителей обоих полов. Из этого следует, что в идеи эволюционного подхода входят все «преобразования морфологических и поведенческих признаков осуществляются в двух направлениях:
1) «от формы к функции» (formtofunction) 
2) «от функции к форме» (functiontoform)»

Д. Басс выдвинул гипотезу, что свойства психики универсального характера могут быть изучены посредством рассмотрения их функциональных проявлений через фиксацию параметров социального поведения.
Buss D. M. Sex differences in mate preferences: Evolutionary hypotheses tested in 37 cultures // Behavior Brain Science. 1989. V. 12.

Т. В Кочетова пришла к заключению, что «половые различия определяют существенную часть различий в приемах и способах решения адаптационных задач, направленных на завоевание и поддержание своего места в статусной иерархии».
Однако наибольший интерес представляет содержательный анализ социальных предпочтений мужчин и женщин относительно проявлений статусности. (Кочетова Т. В. К вопросу кросскультурной адаптации опросника Д. Басса «События и факты, влияющие на статус и репутацию» на российской и американской выборках // Культурно-историческая психология. 2010. No 2.)

https://psyjournals.ru/files/34200/social_psy_2010_n1_Kochetova.pdf

Так было обнаружено, что мужчины предпочитают видеть у женщин следующие тактические приемы и способы статусного поведения, используемые для завоевания и поддержания своего положения в обществе: «контактность и поддержка социальных связей», «использование связей для завоевания статуса», «активное отвержение других» и «поддержка дружеских отношений».

Актуальность методов, использующихся психологами в настоящее время, неоспорима. Все эти учения и труды были разработаны давно, но вовсе не устарели, доказывая из года в год свою эффективность. То есть, учёные и психологи стали основоположниками того, что совершенствовалось сейчас. Все методы имеют место быть и используются в различных сферах жизни. Каждый метод по своему различен и делает акцент на внешние или внутренние факторы. Все они должны использоваться в совокупности, тк каждый дополняет друг - друга. Поэтому, нельзя отрицать, что благодаря ученым того времени, мы смогли продвинуться так далеко в изучении разных отраслей психологии.
Психология