Блоги

Базаров, хой!

«Никто никогда не вернется в 2007 год», – сколько лет прошло с тех пор, а слова оказались на удивление правдивыми, ничего похожего на 2007 мы больше не видели. Но если у нас еще сохранились забавные истории и фотографии с бритоголовыми парнями, напоминающие о славной, но безвозвратно ушедшей эпохе, то современникам Тургенева, Гоголя и Толстого, которым не удалось застать те года, не узнать, что такое бунтующая молодежная контркультура. Им не носить зеленые ирокезы или розовую челку, не слушать «Tokio Hotel» и «My Chemical Romance». Перечислять можно долго, но среди всех этих утраченных возможностей прослеживается и некоторое сходство с предшествующими не просто годами, но целыми столетиями. Настолько ли сильно отличался образ мысли молодежи 1860-х от подростков 2007? Откликнулись бы слова Дениса Киченко и Билли Джо Армстронга в юных сердцах тех лет? Сколько джинс, если бы они у них только имелись, было бы порезано, сколько полосок на кедах нарисовано?

Размышляя над этими вопросами, мы решили пофантазировать, какие герои классической русской литературы могли бы вступить в ряды субкультурщиков 2007-го. Все предположения несут сугубо развлекательный характер и не призваны задеть чувства читателя.

Проводя параллель между молодежными движениями XIX и XXI веков, обращаешь внимание на самые яркие примеры, именно поэтому первой жертвой этого эксперимента стал главный представитель литературного нигилизма Российской империи – Евгений Базаров. Сложно отрицать влияние философии героя Тургенева на умы его современников, ведь отголоски этих идей до сих пор звучат в каждом новом приходящем поколении. Именно за это бунтарство и желание разрушить все, на чем столетиями стоял старый мир, Базаров отправлен нашей распределяющей шляпой в касту панков.

Кто такие панки и почему они бунтуют? Первоначально движение возникло как ответная реакция на экономические и политические события в стране, притеснявшие и без того зажатый рабочий класс. А позже выросло во всестороннее недовольство панком самыми разными сферами жизни: государством, образованием, обществом… Чтобы выразить свой протест панки прибегали к самым различным способам, начиная от довольно безобидных и вызывающих: мода, литература, музыка, кино. Заканчивая не совсем легальными: драки, поджоги, вандализм.

Нигилист Базаров стремился разрушить существующие нормы поведения и устройства жизни, внедрить в общество новую мысль, заключающуюся в необходимости самоуничтожения нынешнего для возможности на его месте воздвигнуть что-то иное. Хоть и непонятно, чем именно оно будет. Будучи выходцем из разночинцев, Евгений вполне смог бы понять боли того самого рабочего класса, который начинал свою борьбу под лозунгом панк-культуры.

Базаров не признает романтизм, не признает искусство и природу. Как будущий врач он ценит только науку и поддерживает ее развитие. Он выступает против всего, что ему не нравится. Кажется, что только отсутствие нужных элементов в виде лака для волос и краски останавливают его от того, чтобы зачесать зеленые шипы на голове.

Панки бросали вызов своим внешним видом, своим поведением и взглядами. Базаров бросал вызов своим положением и стремлениями, своими манерами и знаниями. Панки слушали громкую музыку. Базаров не слушал никого вообще. Панки и Базаров хотели разрушить этот мир, чтобы расчистить место для дальнейших изменений. Ни у панков, ни у Базарова ничего не получилось.

Это всего лишь одна из множества историй, которые плывут в общем потоке происшествий и скандалов, не имея точного начала и внятного завершения. Сегодня мы говорили о взаимосвязанных философиях Безарова и панков, а в следующей статье узнаем, кто из героев русской классики мог влюбиться в солиста группы «Tokio Hotel» или выходить на улицы с плакатом «Make love, not war». До следующего эксперимента, дорогой читатель.