
Евгений Водолазкин. «Сестра четырех»
В связи с нынешней пандемией на каждой стране, каждом городе и каждом деревенском клубе висит амбарный замок. Возникает дерзкая догадка: а может, дело не в вирусе? Может, дело как раз-таки в замках? Время снимать замки — и время их развешивать.
Такие вопросы решают герои пьесы в ироническом ключе Водолазкина. Это взгляд писателя на настоящую реальность сегодняшнего дня. Действие происходит в короновирусной палате больницы. Сюда попадают четыре человека: депутат, доктор, последний заразившийся врач, писатель, который за последние пятнадцать лет не написал ни строчки, и доставщик пиццы Фунги. Их лечение проводит загадочная медсестра клиники. На протяжении всего произведения каждый персонаж рассказывает свою историю, но с некими «скелетами в шкафу», которая переворачивает с ног на голову все представление о героях. А благодаря Сестре герои видят себя такими, какие они есть на самом деле.
Вместе с ними размышляет и читатель. Ведь, действительно, почему мы задумываемся о своей жизни только лишь перед «женщиной с косой»? Хоть мы и видим свои неправильные действия и поступки, но ничего не хотим менять. Мы продолжаем жить не так, как хотим на самом деле, занимаемся не тем делом, пытаемся любить не тех, обманываем других людей.
Евгений Водолазкин в этой короткой пьесе вместил все то, о чем думает человек каждый день. Кто-то об этом говорит, а кто-то хранит в секрете, боясь рассказать. Писатель же берет и изображает все ежедневные мысли людей на всю страну. Конец произведения вызывает удивление и некий шок. Читатель понимает, что, действительно, в настоящем мире все не так, как кажется. «Мы ведь и были не те. Все. Ни одного настоящего».

Жозе Сарамаго. «Слепота»
Я думаю, мы не ослепли, а были и остаемся слепыми. Слепыми, которые видят. Слепые, которые, видя, не видят.
Роман известного португальского писателя Жозе Сарамаго рассказывает о внезапной непонятной эпидемии, охватившей всех людей, — белой слепоте. Но по непонятной причине зрячей остается лишь одна женщина, жена врача. Она и проходит все тяжелые испытания этой болезни вместе с мужем. Заразившихся поселяют в заброшенную психиатрическую больницу, они пытаются наладить контакт друг с другом и выжить в таких непростых условиях. Писатель не называет имен персонажей, которые как-то связаны с самым первым заболевшим, пришедшим вместе с женой на прием к врачу. В изоляции герои проходят все стадии деградации человека, и порой читать это нелегко, но книга держит и не отпускает читателя до конца.
Данная история никого не оставит равнодушным. В ней раскрываются все слабости, подлости и пороки общества, а жена врача дает надежду на то, что мир еще не такой безнадежный, в нем все еще есть малая доля настоящей любви и великодушия. Очень часто в подобных ситуациях люди забывают о том, что они должны оставаться людьми. Кто-то забывает о других и становится эгоистом, кто-то готов убить за крошку еды, а кто-то просто наблюдает и не пытается помочь. Не напоминает ли это вам нашу сегодняшнюю реальность?
Безусловно, каждый делает выбор сам, но он не должен забывать, что потом так и останется одиноким. Читатель видит, насколько люди становятся слабы, когда им страшно, и отчаяние заставляет их идти на самые страшные меры. Роман неимоверно тяжелый и мучительный, но благодаря тексту Сарамаго приходит понимание настоящих ценностей жизни. Ведь, действительно, «хуже слепца тот, кто видеть не хочет».

Стивен Содерберг. «Заражение»
Фильм американского режиссера Стивена Содерберга актуален как никогда. Девять лет назад состоялась премьера этой кинокартины, которая популярна и по сей день. Смотря «Заражение», невольно сравниваешь события, происходящие в фильме, и нашу реальность. К людям пришел смертельный вирус. И при просмотре поражают совпадения вымышленных событий и реальных. Один и тот же очаг заражения, тот же способ передачи болезни, схожие симптомы и те же меры профилактики и ограничений. Как и коронавирус, болезнь в фильме передается двумя путями — воздушно-капельным и контактным. Зрителям показывают, насколько часто люди трогают лицо. При таком раскладе вирус, который передается через прикосновения, действительно является опасным.
И конечно же, была и вакцина, но не для населения, а для власти и ее приближенных. А простые люди получали ее при помощи розыгрыша лотереи.
Фильм основан на реальных эпидемиологических исследованиях о вирусах, и в частности вирусе гриппа. Режиссер работал с учеными и тщательно собирал информацию. Он хотел снять научный фильм на данную тему. И это получилось.
В итоге зрителю может показаться, что мы живем по сценарию этой картины. Интересный триллер максимально достоверно изображает состояние людей, как физическое, так и психологическое. Содербергу важно было показать судьбы населения, а не путь одного героя. Местами «Заражение» покажется скучным и монотонным, так как ни одна сюжетная ветка не имеет конца, но все же от этого фильм не делается менее интересным. Цель состояла в том, чтобы сделать научно достоверный фильм, критикующий безграмотность человека касаемо вирусов, что мы видим и в 2020 году. Я считаю, что цель была достигнута и, возможно, зрители задумаются о своей безопасности и безопасности окружающих.

Френсис Лоуренс. «Я — легенда»
Люди создали лекарство от рака, которое стерло с лица земли половину человечества, а оставшуюся часть превратило в зомби, а все потому, что оно оказалось вирусом. Но остался один выживший с иммунитетом к заболеванию. Роберт Невилл, подполковник медицинской службы американской армии, занимается патрулированием улиц, пополнением запасов, охотой на оленей вместе со своей собакой, к которой относится как к настоящему преданному другу. Также он пытается выяснить причины эпидемии и найти противоядие.
Главному герою подвластен весь большой город. Ощущение одиночества усиливают пустые стоящие на улице машины, магазины, туннели метро. Мгновение будто бы остановилось. Все это придает изображению унылость и безнадежность. Один среди чужих. Такая атмосфера давит на сознание, ни на минуту не давая забыть о том, что здесь произошло. И герой пытается не сойти с ума в полном одиночестве. Конечно, собака, живая душа, — это неотъемлемая часть фильма, но отстраненность от человеческого общения тоже играет немаловажную роль. Зрители видят, как герой разговаривает с манекенами, старается соблюдать правила и законы. Тем самым он пытается сохранить порядок своей обычной жизни. Это заставляет задуматься о том, что никогда не стоит отстраняться от людей, иначе человек останется один и тогда сможет полагаться только сам на себя. Режиссер умело передал данную мысль через свой фильм.
Конечно, картина немного мрачновата, но в целом достойна внимания. Ее можно пересматривать несколько раз и находить новые оттенки и детали, которые раньше не замечал. Невольно задумываешься и над происходящими событиями в реальности. Людям нельзя друг от друга отстраняться, нельзя бояться друг друга, только вместе человечество победит смертельный вирус.