Начнём наши раскопки со знаковой в мире современного искусства персоны – Яёи Кусамы. Яёи — японская художница, известная созданием «Сети бесконечности» (что это такое разберём после краткой биографической справки). Кусама родилась в 1929 году и провела не самое счастливое детство в родном доме: мать избивала её и рвала картины, отец часто изменял, из-за чего мать часто просила Яёи шпионить за ним. Эти события оказали сильное влияние на психику девочки, с раннего детства она начала видеть галлюцинации и страдать от психических заболеваний, однако именно это подтолкнуло Кусаму к решению стать художницей. В 1948 году, противостоя запретам матери, Яёи поступает в Киотскую городскую школу искусств и ремёсел, впрочем, на занятиях её можно было увидеть нечасто, традиционные методы обучения не вдохновляли юную художницу.
В 1957 году она принимает знаковое для своей карьеры решение – переезд в США. Этот шаг окончательно портит её отношения с семьёй: «Мать бросила мне в лицо конверт с миллионом йен, сказав: «Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома». Стать частью творческих кругов Нью-Йорка Кусаме помогла начатая ещё в Японии переписка с американской художницей Джорджией О’Кифф. Одетая в яркие самодельные японские наряды, обвешанная множеством аксессуаров Яёи приковывала взгляды не только прохожих, но и нью-йоркских коллекционеров, и ценителей искусства. Визитной карточкой художницы стал орнамент в горошек, вдохновленный видом из самолёта на Тихий океан, та самая «Сеть бесконечности». Философия жизни Кусамы проста: она считает, что все мы должны в конечном счёте слиться со Вселенной, именно круги и олицетворяют суть этой мысли для неё. Часто художница рисует не только на полотнах, но и на стенах, предметах, людях и самой себе. Это позволяет ей "раствориться" в любви и счастье, стать одним целым с бесконечность и Вселенной.
Со временем психологическое здоровье Кусамы начинает ухудшаться, она совершает попытку суицида, а в 1977 году возвращается в Японию, где начинает заниматься искусством в целях арт-терапии в местной психиатрической клинике. Сейчас Яёи 92 года, она продолжает жить в больнице, но может спокойно покидать палату. Обычно она проводит целые дни в своей студии, где занимается новыми работами, а вечером опять возвращается в больницу. Яёи Кусама добилась большого признания, множество раз выставлялась в престижных галереях всего мира и открыла собственный музей в Японии.
«Я хотела начать революцию, используя искусство для создания общества, которое сама себе представляла», — Яёи Кусама.



Настоящее имя художника — Миодраг Джурич, родился в 1933 году в Цетине, Черногория, в то время входившая в Королевство Югославия. Его детство и юность затронули тяжёлые исторические события, усугублявшие личные трагедии. В 11 лет Миодраг Джурич теряет мать, страна всё ещё преодолевает послевоенную разруху, а маленький художник остаётся без главной опоры. Он переезжает в Словению, где живёт с дядей по материнской линии, не испытывая нужды в общем образовании, он увлекается искусством, в чём его поддерживает семья. После он начинает профессионально обучаться изобразительному искусству в Герцег-Нови между 1947 и 1951. Затем, получив образование в белградской художественной школе, в 1956 году переезжает в Париж. Здесь он знакомится с Жаном Дюбюффе и начинает свою карьеру.
С самого начала в его работах появляются темы распада, гниения, смерти – всего безобразного и уродливого. Дадо — современник Второй мировой войны, он пережил итальянскую и немецкую оккупацию, тяжёлые изменения родной страны. Мир художника не остался равнодушным к этим событиям, он прожил и переосмыслил их в художественных образах, своих картинах, которые не могли бы говорить так красноречиво, если бы не говорили языком «уродства». Миодраг показывал свою современность разлагающуюся физически и морально, падшую, нуждающуюся. Помимо картин Дадо так же делал гравюры и скульптуры, а в 90-х пришёл в цифровой мир, создав собственный сайт, который назвал «антимузей Синдром Дадо».
Пугающие картины Миодрага осмысляются не с первых секунд, поначалу мы видим яркие или спокойные, но приятные тона, не сразу понимаем суть изображения, лишь спустя мгновения до зрителя доходит: «Я ведь смотрю на ужас». Чудовища, антропоморфные создания, непонятные сюжеты выливаются из картин бешеным потоком и устремляются к неподготовленным наблюдателям. Но никто ведь не заставлял вас смотреть, можно и дальше прикрывать уродство «Венерой» Боттичелли.


Нажмите кнопку «Далее»