Блог_студенты

Для несовершеннолетних некликабельно!

Сложно стать знаменитым художником, сделать это при жизни ещё сложнее, а разбогатеть на собственных картинках – почти невозможно. Но, так или иначе, каждому человеку знакомо хотя бы 10-15 известных имён, встречавшихся в случайно «посещенных» галереях, на страницах учебников литературы или в ленте социальной сети. Познаниями на уровне «да, конечно, я знаком с творчеством Сальвадора Дали, это мой любимый художник-сюрреалист» уже никого не удивить. И что же делать во времена этой повсеместной культурной грамотности? Уходить в подполье, другими словами – зарываться с головой в андеграунд.
Начнём наши раскопки со знаковой в мире современного искусства персоны – Яёи Кусамы. Яёи — японская художница, известная созданием «Сети бесконечности» (что это такое разберём после краткой биографической справки).  Кусама родилась в 1929 году и провела не самое счастливое детство в родном доме: мать избивала её и рвала картины, отец часто изменял, из-за чего мать часто просила Яёи шпионить за ним. Эти события оказали сильное влияние на психику девочки, с раннего детства она начала видеть галлюцинации и страдать от психических заболеваний, однако именно это подтолкнуло Кусаму к решению стать художницей. В 1948 году, противостоя запретам матери, Яёи поступает в Киотскую городскую школу искусств и ремёсел, впрочем, на занятиях её можно было увидеть нечасто, традиционные методы обучения не вдохновляли юную художницу.
В 1957 году она принимает знаковое для своей карьеры решение – переезд в США. Этот шаг окончательно портит её отношения с семьёй: «Мать бросила мне в лицо конверт с миллионом йен, сказав: «Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома». Стать частью творческих кругов Нью-Йорка Кусаме помогла начатая ещё в Японии переписка с американской художницей Джорджией О’Кифф. Одетая в яркие самодельные японские наряды, обвешанная множеством аксессуаров Яёи приковывала взгляды не только прохожих, но и нью-йоркских коллекционеров, и ценителей искусства. Визитной карточкой художницы стал орнамент в горошек, вдохновленный видом из самолёта на Тихий океан, та самая «Сеть бесконечности». Философия жизни Кусамы проста: она считает, что все мы должны в конечном счёте слиться со Вселенной, именно круги и олицетворяют суть этой мысли для неё. Часто художница рисует не только на полотнах, но и на стенах, предметах, людях и самой себе. Это позволяет ей "раствориться" в любви и счастье, стать одним целым с бесконечность и Вселенной.
Со временем психологическое здоровье Кусамы начинает ухудшаться, она совершает попытку суицида, а в 1977 году возвращается в Японию, где начинает заниматься искусством в целях арт-терапии в местной психиатрической клинике. Сейчас Яёи 92 года, она продолжает жить в больнице, но может спокойно покидать палату. Обычно она проводит целые дни в своей студии, где занимается новыми работами, а вечером опять возвращается в больницу. Яёи Кусама добилась большого признания, множество раз выставлялась в престижных галереях всего мира и открыла собственный музей в Японии.

«Я хотела начать революцию, используя искусство для создания общества, которое сама себе представляла», — Яёи Кусама.
Продолжая путешествие, свернём в странный и страшный туннель, но не стоит пугаться, это всего лишь искусство. Что для вас красота? Нам кажется, что мы имеем довольно чёткое определение, и, так или иначе, сможем ответить, красиво для нас что-то или нет. А что же тогда  уродство? Что-то противоположное красоте? Отталкивающее, тревожное, неприятное — такие ассоциации возникают у вас с этим словом? И ведь мы можем вспомнить картины, вызывающие подобные чувства: «Сатурн, пожирающий своего сына» Франсиско Гойи, «Крик» Эдварда Мунка и, внесем новое имя, — Дадо и его «L'Atelier». Зачем пугать нас? Что должно показать и сказать это уродство? Дадо точно знал, что хотел сказать и почему он это говорил.
Настоящее имя художника — Миодраг Джурич, родился в 1933 году в Цетине, Черногория, в то время входившая в Королевство Югославия. Его детство и юность затронули тяжёлые исторические события, усугублявшие личные трагедии. В 11 лет Миодраг Джурич теряет мать, страна всё ещё преодолевает послевоенную разруху, а маленький художник остаётся без главной опоры. Он переезжает в Словению, где живёт с дядей по материнской линии, не испытывая нужды в общем образовании, он увлекается искусством, в чём его поддерживает семья. После он начинает профессионально обучаться изобразительному искусству в Герцег-Нови между 1947 и 1951. Затем, получив образование в белградской художественной школе, в 1956 году переезжает в Париж. Здесь он знакомится с Жаном Дюбюффе и начинает свою карьеру.
С самого начала в его работах появляются темы распада, гниения, смерти – всего безобразного и уродливого. Дадо — современник Второй мировой войны, он пережил итальянскую и немецкую оккупацию, тяжёлые изменения родной страны. Мир художника не остался равнодушным к этим событиям, он прожил и переосмыслил их в художественных образах, своих картинах, которые не могли бы говорить так красноречиво, если бы не говорили языком «уродства». Миодраг показывал свою современность разлагающуюся физически и морально, падшую, нуждающуюся. Помимо картин Дадо так же делал гравюры и скульптуры, а в 90-х пришёл в цифровой мир, создав собственный сайт, который назвал «антимузей Синдром Дадо».

Пугающие картины Миодрага осмысляются не с первых секунд, поначалу мы видим яркие или спокойные, но приятные тона, не сразу понимаем суть изображения, лишь спустя мгновения до зрителя доходит: «Я ведь смотрю на ужас». Чудовища, антропоморфные создания, непонятные сюжеты выливаются из картин бешеным потоком и устремляются к неподготовленным наблюдателям.  Но никто ведь не заставлял вас смотреть, можно и дальше прикрывать уродство «Венерой» Боттичелли.

Пугает или чарует, притягивает или надоедает — эти сравнения каждый может создать у себя в голове сам. Традиции и классические каноны больше не удивляют, художнику, как и зрителю, нужны эксперименты, новые формы, смелые открытия. Это всего лишь два интересных имени среди десятков других, также заслушивающих внимания. Хотите ли вы продолжить путешествие?
Нажмите кнопку «Далее»

Искусство Статьи