История появления организаций, занимавшихся концертной деятельностью, берет свое начало в Ленинграде, где цензуры было меньше, чем в столице, и протестный дух был немного сильнее. К 80-ым годам квартиры в Ленинграде перестали вмещать в себя фанатов рок-групп, а в Москве, Свердловске или Ростове такой практики, как «квартирник», вообще не было. Где же выступать? Не каждый ДК примет сумасбродных музыкантов, не каждая площадка захочет брать ответственность за шумную и неуправляемую молодёжь. Но главной проблемой все еще оставалась цензура. Рок не разрешает исполнять действующая власть, а бунтарей наказывают очень действенными способами. Однако появились энтузиасты, желающие сделать рок-выступления чем-то большим, чем локальными посиделками. Поэтому с действующими законами нужно было мириться или искать лазейки. Так в СССР появились организации, занимающиеся концертами именно рок-музыкантов.
«Ленинградский рок-клуб»
Это название знают все жители бывшего Ленинграда, ведь именно благодаря этой организации сформировались, а позже закрепились в статусе «рок-легенд» такие группы как: «Кино» , ДДТ, «Сплин», «АлисА», «Аквариум», «Крематорий». Небольшая сцена на улице Рубинштейна, 13, больше напоминающая Дом культуры, чем классический для человека XXI века клуб – стала главной достопримечательностью Ленинграда в 81-ом. Сам клуб был местом, где проходили концерты, но в нём также проводились семинары, связанные с рок-музыкой, и работала студия ритма. Это не потому, что рокеры резко решили начать постигать музыковедение, – Ленинградский рок-клуб располагался в здании «Ленинградского межсоюзного дома самодеятельного творчества» (ЛМДСТ) и существовал, по сути, только благодаря тому, что управление клуба смогло договориться с ЛМДСТ о сотрудничестве. Концерты и другая деятельность рокеров для органов правопорядка были частью творческой самодеятельности. Постепенно Ленинградский рок-клуб начал расширяться и позже стал местом зарождения концертного и фестивального рок-движения по всему СССР.
«Ленинградский рок-клуб»
Это название знают все жители бывшего Ленинграда, ведь именно благодаря этой организации сформировались, а позже закрепились в статусе «рок-легенд» такие группы как: «Кино» , ДДТ, «Сплин», «АлисА», «Аквариум», «Крематорий». Небольшая сцена на улице Рубинштейна, 13, больше напоминающая Дом культуры, чем классический для человека XXI века клуб – стала главной достопримечательностью Ленинграда в 81-ом. Сам клуб был местом, где проходили концерты, но в нём также проводились семинары, связанные с рок-музыкой, и работала студия ритма. Это не потому, что рокеры резко решили начать постигать музыковедение, – Ленинградский рок-клуб располагался в здании «Ленинградского межсоюзного дома самодеятельного творчества» (ЛМДСТ) и существовал, по сути, только благодаря тому, что управление клуба смогло договориться с ЛМДСТ о сотрудничестве. Концерты и другая деятельность рокеров для органов правопорядка были частью творческой самодеятельности. Постепенно Ленинградский рок-клуб начал расширяться и позже стал местом зарождения концертного и фестивального рок-движения по всему СССР.
«Свердловский рок-клуб»
До 86-ого года попытки давать концерты в Свердловске так же не увенчивались успехом. На музыкантов оказывали давление организации, ответственные за культуру. От исполнителей требовали аттестационного удостоверения творческого коллектива и «литовки» (цензурного разрешения) на песни. Но даже подобные разрешения «с самого верха» не спасали рокеров, которым иногда даже без объяснения причины запрещали выступать. Ленинградский прецедент помог многим музыкантам (не только в Свердловске, кстати) объединить усилия и создать своё «концертное агентство» во Дорце культуры имени Свердлова. Среди них были: «ЧАЙФ», «Урфин Джюсс», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи». Свердловский рок-клуб тоже не остался в стороне и начал проводить фестивали, ориентированные на жителей Урала.
До 86-ого года попытки давать концерты в Свердловске так же не увенчивались успехом. На музыкантов оказывали давление организации, ответственные за культуру. От исполнителей требовали аттестационного удостоверения творческого коллектива и «литовки» (цензурного разрешения) на песни. Но даже подобные разрешения «с самого верха» не спасали рокеров, которым иногда даже без объяснения причины запрещали выступать. Ленинградский прецедент помог многим музыкантам (не только в Свердловске, кстати) объединить усилия и создать своё «концертное агентство» во Дорце культуры имени Свердлова. Среди них были: «ЧАЙФ», «Урфин Джюсс», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи». Свердловский рок-клуб тоже не остался в стороне и начал проводить фестивали, ориентированные на жителей Урала.
«Московская рок-лаборатория»
85-ый год и история, ничем не отличающаяся от Свердловского рок-клуба. Музыкантам тоже захотелось давать концерты, а правительству – все еще контролировать их. Но было одно важное отличие – в столице уже существовало несколько ставших популярными без помощи извне групп, которые не принимали участия в создании или продвижении рок-лаборатории («Ария» или «Машина времени»), а в Ленинграде таких громких музыкантов не было. Разница между «Лабораторией» и «клубами» была огромной – на участниках столичного рок-объединения лежала бОльшая ответственность. Если в Свердловске после основания рок-клуба цензура немного спала, то в Москве она оставалась такой же строгой. Никаких протестных песен, как это было в конце 80-ых в Ленинграде. Но самой большой проблемой стало то, что у московской «Лаборатории» не было своей площадки. Изначально самих организаторов посадили в штаб-квартиру научно-методического центра (ЕНМЦ) – главного управления культуры в Старопанском переулке, 1/5. И даже там им не давали покоя, периодически перемещая из одного кабинета в другой, «чтобы не мешались» или по просьбам других организаций, находившихся в том же здании – шумные, мол, очень. Конечно, многие площадки к середине 80-ых уже сами начали приглашать к себе музыкантов, однако этого всё ещё было недостаточно для рок-звёзд малой и средней величины. Нужно было больше места, больше возможностей для роста. На помощь пришла фестивальная деятельность клуба – их самый яркий и запомнившийся всем представителям молодёжи 80-ых «Фестиваль надежд». Именно он принёс славу ДК имени Горбунова, который позже стал для всех жителей Москвы «Горбушкой». Александр Агеев – один из руководителей рок-лаборатории – вспоминает: «С «Горбушкой» случайно получилось — все клубы нам отказывали, хотя Министерство культуры подписалось под нас, но двигалось всё совсем не очень. А на Горбушке Шедов был такой, Юрий Никанорович, как-то я к нему приехал, а вроде как он уже был в курсе, может, в КГБ ему сказали, не знаю, но, короче, разрешили нам «Фестиваль надежд». Это был 87-й год. Ну и пошло-поехало. После этого уже зелёная улица для всего этого была. В общей сложности я 19 фестивалей провёл, но не только в Горбушке, и другие были места».
85-ый год и история, ничем не отличающаяся от Свердловского рок-клуба. Музыкантам тоже захотелось давать концерты, а правительству – все еще контролировать их. Но было одно важное отличие – в столице уже существовало несколько ставших популярными без помощи извне групп, которые не принимали участия в создании или продвижении рок-лаборатории («Ария» или «Машина времени»), а в Ленинграде таких громких музыкантов не было. Разница между «Лабораторией» и «клубами» была огромной – на участниках столичного рок-объединения лежала бОльшая ответственность. Если в Свердловске после основания рок-клуба цензура немного спала, то в Москве она оставалась такой же строгой. Никаких протестных песен, как это было в конце 80-ых в Ленинграде. Но самой большой проблемой стало то, что у московской «Лаборатории» не было своей площадки. Изначально самих организаторов посадили в штаб-квартиру научно-методического центра (ЕНМЦ) – главного управления культуры в Старопанском переулке, 1/5. И даже там им не давали покоя, периодически перемещая из одного кабинета в другой, «чтобы не мешались» или по просьбам других организаций, находившихся в том же здании – шумные, мол, очень. Конечно, многие площадки к середине 80-ых уже сами начали приглашать к себе музыкантов, однако этого всё ещё было недостаточно для рок-звёзд малой и средней величины. Нужно было больше места, больше возможностей для роста. На помощь пришла фестивальная деятельность клуба – их самый яркий и запомнившийся всем представителям молодёжи 80-ых «Фестиваль надежд». Именно он принёс славу ДК имени Горбунова, который позже стал для всех жителей Москвы «Горбушкой». Александр Агеев – один из руководителей рок-лаборатории – вспоминает: «С «Горбушкой» случайно получилось — все клубы нам отказывали, хотя Министерство культуры подписалось под нас, но двигалось всё совсем не очень. А на Горбушке Шедов был такой, Юрий Никанорович, как-то я к нему приехал, а вроде как он уже был в курсе, может, в КГБ ему сказали, не знаю, но, короче, разрешили нам «Фестиваль надежд». Это был 87-й год. Ну и пошло-поехало. После этого уже зелёная улица для всего этого была. В общей сложности я 19 фестивалей провёл, но не только в Горбушке, и другие были места».
Именно после «Фестиваля надежд» «Горбушка» стала главной площадкой для рок-исполнителей в столице. «Фестиваль надежд» – культовое событие для русской рок-музыки! Подробнее о нем расскажем в следующем тексте.