Труды Зигмунда Фрейда изменили не только представление о поведении человека. Основатель психоанализа сначала попытался обнаружить скрытые действия человеческого сознания, тем самым протоптал тропинку для создателей сложных литературных персонажей с неочевидными мотивами. Но к трудам Зигмунда Фрейда есть много вопросов. У многих он остаётся на слуху как автор литературных произведений, которых по сей день изучают в учебных заведениях. Но актуален ли Зигмунд Фрейд в 21 веке?
Основная теория Фрейда – это психоанализ. Он считал, что у каждого человека существует «оно», отвечающее за обыденные желания – еда, сон, размножение, также есть «я», которое способно оценивать окружающую действительность более осознанно, но принимает решения, основываясь на эгоизме личности, а еще «Сверх-Я», которое включает в себя мораль, отвечает за чувство стыда и вины и заставляет личность принимать решения не в угоду себе, а основываясь на окружении. Он «значительно изменил и расширил идеи о бессознательном. В своих работах он объясняет процесс формирования бессознательного в результате вытеснения из сознания нежелательных по каким-либо причинам элементов», – говорится в статье консультантов: Jose Renato Avzaradel (Латинская Америка), Allannah Furlong (Северная Америка) и Judy Gammelgaard (Европа). Межрегиональный координатора и сопредседателя: Eva D. Papiasvili (Северная Америка). https://www.ipa.world/IPA/IPA_DOCS/PDFDocuments/ED/The%20Unconscious_Russian.pdf
Основные учения Фрейда заключались в разделении психики на «Сознательное и Бессознательное».
«Долго держать что-либо в сознании невозможно. Психический элемент (например представление), который присутствует в сознании в данный момент, через какое-то время уступает место другим психическим элементам. Однако в определенных, легко осуществимых условиях, это представление может снова появиться в сознании, причем не из-за нового восприятия, которое и привело к осознанию данного представления в первый раз, а благодаря воспоминанию», – Зигмунд Фрейд. Я и Оно: [сочинения] / З. Фрейд. — М. : Эксмо-Пресс, 2003.
Все то время, пока в нашем сознании происходили другие психические процессы, ранее осознаваемое представление было вне сознания, то есть являлось бессознательным. Это то бессознательное, которое по мнению Фрейда, является латентным бессознательным (предсознательным). Помимо этого он выделяет также вытесненное бессознательное. Это бессознательное, в отличии от первого, образуется в процессе вытеснения, сущность которого заключается в том, чтобы не допустить представление до сознания. Наиболее подробно различия между этими двумя бессознательными, которые выделяет Фрейд, описывается им в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена»: «Все вытесненное бессознательно; но мы не можем утверждать в отношении всего бессознательного, что оно вытеснено. «Бессознательное» – чисто описательный, в некоторых отношениях неопределенный, так сказать, статичный термин; «вытесненное» – динамическое слово, которое принимает в расчет игру психических сил и свидетельствует, что есть стремление проявить все психические воздействия, среди них и стремление стать осознанным, но есть и противоположная сила, сопротивление, способное сдержать часть подобных психических действий, среди них и действие по осознанию» («Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник» / З.Фрейд. — СПб.: Алетейя, 1998).
«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла. «Оно» – это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже находясь в школе ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обусловливает формирование «Сверх-Я».
«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе. «По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно», чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» - приобретенное бессознательное.», – Лейбин, В.М. Психоанализ: учебное пособие / В. М.Лейбин. — 2-е изд., — СПб.: Издательство Питер, 2008.
Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения. Отсюда и вышло учение о «вытеснении».
«Вытеснение» является одним из ключевых понятий в психоанализе, обозначающее процесс, в результате которого «Я» удерживает в бессознательном влечения, мысли, стремления, не допуская их к сознанию. Процесс вытеснения возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для индивида. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы наслаждение, но вместе с тем и неприятное чувство, в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по каким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Противостояние требует постоянной концентрации. Это приводит нас к выводу, что процесс вытеснения является необходимым защитным механизмом, обеспечивающим относительное постоянство психологической системы каждого отдельного индивида (Лейбниц В. Г. Монадология / В. Г. Лейбниц. Сочинения: в 4 т. — М.: Мысль, 1982. Т. 1.).
В одной из своих книг «Толкование сновидений», изданной в 1899 году Фрейд писал: «Любое сновидение оказывается осмысленным психическим феноменом, который может быть в соответствующем месте включен в душевную деятельность бодрствования».
Даже сейчас психологами сновидения используются для получения дополнительной информации о человеке, то есть можно узнать, что человека беспокоит, о чем он думает и как относится к той или иной ситуации, но все же это не имеет никаких научных доказательств, до сих пор сновидения не до конца понятны и изучены учеными и психологами, можно лишь предполагать, выдвигать гипотезы.
Британский лектор по психологии Josie Malinowski (Университет Восточного Лондона) вынес свой вердикт на сайте «The Conversation» по теме интерпретации сновидений: «Существует множество аспектов теории сновидений Фрейда, которые не проверялись (да и не могут быть проверены) эмпирически. Можно утверждать, что почти каждое сновидение предполагает удовлетворение желания, но это невозможно подтвердить или опровергнуть. В своих более поздних работах Фрейд признал, что его теория не охватывает все виды сновидений, напр., кошмары, связанные с посттравматическим стрессовым расстройством. Кроме того, его теория предполагает интерпретацию сновидений не самим человеком, а психоаналитиком, что противоречит существующим этическим нормам работы со сновидениями».
Также он отметил, что полностью установить степень правоты теории сновидений Фрейда пока не представляется возможным. Фрейд, похоже, был прав как минимум в одном: сновидения действительно являются путем к познанию бессознательного, где живут изгнанные мысли.
Чтобы разобраться пользуются ли теории Фрейда в современном мире популярностью, необходимо свериться с современными психологами, проанализировать их статьи. Для это воспользуемся официальным сайтом - https://psychosearch.ru/tags/sigmund-freud
На сайте собраны различные статьи от разных психологов, так что информация актуальна и дает полное понимание того, как современные ученые относятся к теориям Фрейда. Например, доктор медицинских наук Н. В. Касаткин, автор монографии «Теория сновидений», не соглашается с Фрейдом, который пытался изучать психику человека как отдельный механизм, не связанный с внешними факторами. Автор постоянно подчеркивает связь ночной и дневной реальности, связь между внешними раздражителями, действующими на спящего во время сна, затрагивает тему «вещих» снов, описывая предпосылки их появления у человека. Также автор выдвигает предположение, что мозг способен реагировать не только на внешние, но и на внутренние раздражители, показывая человеку определенные зрительные образы в сновидениях. Это подтверждено наблюдениями за пациентами, у которых уже были поставлены диагнозы. Стоит отметить, что весь анализ Фрейда, который стал основой для приведенных выше теорий, не подкрепляется ни единым доказательством, так как их попросту не существует, но основывается на предположениях Фрейда относительно природы симптомов.
В своем труде «Почему Фрейд был неправ?» Ричард Вебстер отвечает на поставленные вопросы, подчеркивая несостоятельность теорий подавленных воспоминаний и использования сексуальных желаний как первопричины каждого психологического заболевания.
Формулирование Эдипова комплекса позволило устранить обвинения в инцесте. В результате Фрейд начал рассматривать сны и фантазии пациентов как нереализованные желания (болезни есть последствия нереализации или невозможности претворения в жизнь этих желаний). Но стоит помнить, что, как и в остальных случаях, Фрейд строил свою теорию на квази-механической схеме развития человеческого рода, утверждая, что взаимоотношения между родителями и детьми в строго биологическом смысле являются потенциально сексуальными. При этом нет никаких доказательств, которые позволяют предположить существование сексуального интереса сына к матери до момента подавления интереса или его перенаправления на другой объект. Эрих Фромм указывает, что Фрейд подменил узкой концепцией сложную психологическую реальность.
Постулирование подсознания стало одной из наиболее успешных стратегий Фрейда, как писал Ричард Вебстер. Но следует заметить, что не Фрейд является основоположником идеи скрытости некоторых аспектов «Я» личности. Различные версии концепции подсознания выдвигались Плотином в III веке, Августом Аврелием век спустя и почти в каждом следующем столетии озвучивалась идея бессознательных механизмов мышления.
Развивая идею бессознательного ментального процесса, Фрейд в значительной степени следовал культурной тенденции последнего десятилетия 19 века, но не сформулировал новую.
Новым в теориях Фрейда было следующее: вместо традиционного представления, что некоторые аспекты личности в меньшей степени контролируются сознанием, чем другие, он выдвинул идею о существовании некоего ментального субъекта, который «путешествует» по скрытым мыслям, воспоминаниям и желаниям.
Фрейд утверждал, что открыл единственный метод наблюдения этого неизведанного субъекта (психоанализ). В связи с тем, что представление психоаналитика было основано на системе ошибочных медицинских рассуждений об истерии, которой, как было сказано выше, не существует, можно смело предположить, что теория о подсознании во многом ошибочна. Фрейд настаивал на бессознательности процесса вытеснения. Из-за этого он был неспособен признать, насколько сильно отличаются индивидуумы друг от друга в зависимости от восприятия ими конкретного табу.
«…идея, спровоцировавшая развитие недуга, выталкивалась и из сознания, и из памяти. Задача психоаналитика заключается в побуждении пациентов к возрождению «воспоминаний», которые они предположительно вытеснили в подсознание», – писал Ричард Вебстер в книге «Почему Фрейд был неправ?»
Фрейд, воспитанный в строгой викторианской традиции, не желал признавать способность выводить сексуальное желание на сознательный уровень. Согласно Фрейду «подсознание есть область, доступ к которой можно получить только с помощью психоанализа, следовательно, сексуальные фантазии спрятаны от обычного наблюдателя». Предположение отчасти верно из-за того, что человек не всегда автоматически распознает импульсы или не придает им значения. Человек склонен к самообману в отношении собственных мотивов, что приводит к развитию дуализма частной и общественной жизни.
Изучая идеи Зигмунда Фрейда, можно прийти к выводу, что, безусловно, его исследования по сей день актуальны, так как именно он стал тем, кто дал толчок развитию психоанализа и психологии в целом, его труды до сих пор рассматриваются и пересматриваются, но еще никто не опроверг его структуру души, его открытие «бессознательного», где человек не видит своей личности и не всем может управлять. Также никто не отрицает «психоанализ». Не классический, а основанный на изучении бессознательного и прошлого опыта человека. Поэтому, Зигмунд Фрейд – это классик психологии. А классика всегда будет актуальна.