Блоги

Пацанское сердце

Субкультуры – это не просто группа людей, противопоставляющих себя остальному обществу. Это стремление выделить себя теми качествами, которые участники этой группы считают особенно достойными и важными. Так, например, у панков – это музыка и прилегающая к ней жизненная философия, нормы поведения и моральные ценности. У эмо – эмоциональность и методы ее проявления, которые влияют на все: от внешнего вида до манеры письма. Но у представителей сегодняшней субкультуры эти качества не просто вредоносные для общества, они разрушают и самих участников группы. Так что, прежде чем начать, мы хотим сделать небольшой дисклеймер: данной статьей мы ни в коем случае не призываем наших читателей вступать в ряды нижеописанной касты, мы считает своим долгом рассказывать об этом явлении лишь с научно-просветительской точки зрения, стараясь тем самым воспрепятствовать дальнейшему процветанию этого социального класса.

Ну а теперь раскроем карты. Сегодня мы рассмотрим субкультуру, а точнее неформальное и стихийное объединение людей под кодовым названием «гопники». И для начала окунемся в их историю.

Гопники – одно из немногих социальных явлений, широко распространенных в обществе, которое не пришло к нам с запада, а зародилось и выросло на отечественной почве. Конечно, аналогичные объединения существуют в большинстве стран, но их названия, как и детали характеристик все же отличаются в зависимости от исторических и духовных особенностей каждой культуры.
В России гопники появились еще при царе, в конце XIX века. В здании современной гостиницы «Октябрьская» на Лиговском проспекте города Санкт-Петербурга почти полтора столетия назад было организовано «Городское общество призора», сокращенно – ГОП. Туда доставляли несовершеннолетних преступников, занимавшихся грабежом и хулиганством. По первоначальной задумке организация должна была способствовать перевоспитанию малолетних злоумышленников, но на деле все оказалось не так просто. Воспитанники учреждения не собирались вливаться в общество и жить по законам действующего правительства. Намного больше им нравилось промышлять разбоем и внушать страх местным жителям.

После революции 1917 года учреждение стало называться «Государственное общежитие пролетариата» и уже новые жильцы стали терроризировать окружающих. Поруганные и ущемленные петербуржцы решили отомстить своим обидчикам, но в более легкой и не преследуемой законом форме, подарив соседям звучное и понятное название: «гопники».

Самим хулиганам это прозвище не понравилось. Ему они предпочитали термины:«реальные пацаны», «нормальные ребята» и «четкие парни». Но, так или иначе, титул прижился и вышел далеко за пределы Лиговского. И вот уже вся страна понимает, кто оставил на детской площадке след из подсолнечных семечек и почему весь двор усеян свежими «розочками».

Отличительными характеристиками гопников можно считать постоянное использование обсценной лексики, без которой ни один «ровный пацан» не может сформулировать хотя бы предложение. Единственным способом материального обогащения гопников является кража, в своих кругах именуемая простым глаголом: «отжать». Все новое и непонятное, яркое, отличающееся от них по одной или больше параметрам, гопники воспринимают в штыки, и это не фигура речи. Нередко встреча представителей ГОП-культуры и, например, эмо-кидов заканчивалась погонями или дракой.

Конечно, как и любая «ровная» организация, у гопников есть свои правила, свой кодекс чести. Уличные заповеди, передаваемые из уст в уста, можно услышать в любом дворе: «Пятки поднял – район потерял» – принцип этикета, предусматривающий определенные требования к человеку, сидящему на корточках (кортах). Подобные правила касаются и костюма. По средам, как и по понедельникам, и остальным дням недели гопники носят спортивные костюмы и кроссовки. Дополнить образ можно упаковкой семечек или бутылкой газированного алкогольного напитка.

Перечислив основные особенности и черты этой группы, мы определились с выбором подходящего на должность гопника героя классической русской литературы. Напомним, что сказанное нами выше или ниже не является попыткой задеть или оскорбить чьи-либо чувства, мы ценим творчество Михаила Афанасьевича Булгакова. Итак, наш сегодняшний герой – Полиграф Полиграфович Шариков из повести «Собачье сердце».
По сюжету книги Полиграф Полиграфович появляется в результате медицинского эксперимента профессора Преображенского и доктора Борменталя с гипофизом судимого пролетария Клима Чугункина. Пересадив орган собаке по кличке Шарик ученые превратили пса в человека, который с течением времени обзавелся собственной (или не очень) личностью и амбициями.

Полиграф Полиграфович не отличался изысканными манерами. В выражениях не стеснялся, называл вещи своими именами с добавлением обязательной ненормативной лексики, как и представители ГОП-культуры. Помимо сквернословия Шарикова отличало стойкая неприязнь ко всему чужому, особенно сильно это проявлялось в отношении кошек, которые в прошлой жизни считались его природными врагами. Он даже устроился на работу, законно позволяющую ему душить мяукающих животных. В свою очередь гопники также испытывают подобные чувства и желания расправиться со всем непохожим и чуждым их миру, правда в эту группу входят уже не кошки, а обычные люди.
Полиграф Полиграфович увлекается литературой, но не желает учиться, считая, что нужные знания достанутся ему путем жизненного опыта. В конечном итоге его образование и взгляды оказываются в руках того, кому выгодно им управлять, но сам Шариков этого не понимает, продолжая думать, что он самодостаточная личность, следующая своим собственным желаниям и убеждениям.

Всего несколько недель от роду Полиграф Полиграфович уже увлекся алкоголем и даже заявлялся в таком виде к профессору, устраивая разруху, приставая к женщинам и роняя все на своем пути. Устроить пьяный дебош и нарушить общественное спокойствие любят и гопники, которые наверняка смогли бы составить компанию Шарикову в тот вечер.

Как и представители этой субкультуры Полиграф Полиграфович был лишен многих благ взросления. Из беспризорного собачьего детства его насильно забросили в человеческое тело, все еще помнящее привычки предыдущего владельца-арестанта. Отсутствие верного ориентира, желание стать кем-то не прилагая никаких усилий и сложные социальные нормы сделали из него шаблон представителя неформальной прослойки общества, не обремененного моральными ценностями и собственными амбициями.

Хочется пожелать всем Шариковым найти в себе силы справиться со своим положением, иначе Преображенские вновь возьмут свои скальпели и вернут на место взятое у природы.

На этом заканчивается цикл наших статей на тему «А что, если…», в которых мы представляли героев русской классической литературы в образах различных субкультур. Цель нашего эксперимента – по-новому взглянуть на общепринятые вещи и заставить хоть кого-то слегка улыбнуться. Надеемся она достигнута. Выдумывайте, фантазируйте, сочиняйте!