Рассуждения о том, как тяжело сейчас приходится модной индустрии, покажутся не стоящими внимания, если вспомнить, что происходит в остальном мире: сотни тысяч умерших людей, кризис в экономике, в системе образования. Все по причине вспышки коронавируса и отсутствия стратегического плана действий. Можно долго разбираться, кто прав, кто виноват, но нужно идти дальше, усвоив необходимые уроки, и обратить внимание прежде всего на новые правила взаимодействия в обществе. В связи с необходимостью социальной дистанции изменилась и культура общения, восприятия информации. Онлайн-просвещение стало новой реальностью, начиная со школьных уроков в Zoоm и заканчивая экскурсией в музее и трансляцией модного показа на интернет-платформах. Искусство, какие бы средства выразительности оно ни использовало, всегда обладало свойством поднятия духа и поиска новых форм выражения в самые непредсказуемые времена. Как отметил американский модельер Рик Оуэнс, «украшение себя — это примитивный порыв, это было с нами с незапамятных времен». Интуиция моды позволила индустрии быстро адаптироваться в новой реальности и ярко продемонстрировать новаторство культурного взаимодействия и эстетического восприятия. Все, кто правильно использовал момент вдохновения, смогли найти новые формы в искусстве и расширить представление о классическом шоу. Каждый из дизайнеров обращался к тем культурным традициями, к тому наследию, которые отвечали философии бренда сегодня, подчеркивая тем самым его исключительность. Александр Арутюнов, в отличие от многих российских дизайнеров, провел показ и представил коллекцию одноименного бренда в здании московского Мультимедиа Арт Музея. Пространство, обычно заполненное работами известных художников, было абсолютно свободным. Минималистичность интерьера только подчеркивала яркость и оригинальность вещей. Главным произведением искусства в тот день была коллекция Alexander Arutyunov.
Alexander Arutyunov весна-лето 2021
Показ Chloé ознаменовался тем, что модели находились в разных частях Парижа и двигались по направлению к Токийскому дворцу. Их путь отслеживали специальные камеры, и зрители могли увидеть одежду в предлагаемых обстоятельствах. Не чувствовалось той привычной атмосферы отстраненного пафоса, которая присуща модным шоу. Это проявлялось в мизансцене, в жестах, взглядах моделей, в темпе их движений.
Chloé весна-лето 2021
На показе Moschino действиями моделей управляли кукловоды. Девушки в прямом смысле были марионетками — большая фантазия Джереми Скотта в миниатюре, вдохновленная Théâtre de la Mode. Вся коллекция сезона весна–лето 2021 года была воспроизведена в миниатюре для кукол высотой 80 см. Этот показ можно считать одним из самых эксклюзивных не только по форме проведения, но и по составу приглашенных гостей — 14 точных мини-копий, которые имитировали редакторов ведущих журналов Vogue и модных критиков. Создатели смогли передать не только внешнее сходство, но и подчеркнуть характер поведения каждого.
Moschino весна-лето 2021
Дизайнеры смогли оживить опустевшие за долгое время пространства и адаптировать части культурного наследия в своих новых шоу. Такие «сотрудничества» привлекли большое количество зрителей, так как в этом сезоне от каждого модного дома ждали новых решений в проведении показа. Решение сохранить традиционный показ с применением новых средств коммуникации утвердило Оливье Рустена на посту креативного директора модного дома Balmain. Имя Оливье Рустена для многих окажется неизвестным, но его важно знать не только потому, что, когда ему было 26 лет, он стал руководителем всемирно известного французского бренда. Вот уже девять лет он не перестает оправдывать те надежды, которые были на него возложены. Учитывая ограниченные возможности в проведении мероприятий, Оливье и его команда позаботились о виртуальном присутствии каждого из гостей. На местах, предназначенных гостям, установили экраны, транслирующие, как они наблюдают за показом прямо из дома. Это позволило сохранить связь с друзьями бренда и дать почву для рассуждения модным экспертам.
Balmain весна-лето 2021
Виртуальное общение стало частью обыденной жизни даже тех, кто всячески не принимал эту реальность. Но возможность коммуникации без каких-либо границ понравится всем, кто открыт этому миру. Журналистам в этот период представилась редкая возможность пообщаться с дизайнерами в Zoom после показа, избежав привычного хаоса закулисья. Даже не обладая определенными регалиями, многие смогли напрямую пообщаться с интересными спикерами и от первого лица и задать интересующие вопросы. Одни из первых на встречу пошли Миучча Прада и Раф Симонс, которые не только решили представить свою первую совместную коллекцию для Prada в прямом эфире Instagram, но и после показа отвечали на вопросы зрителей со всего мира. В этом чувствовалась духовная близость с обществом и отсутствие каких-либо границ в коммуникации.
Prada весна-лето 2021
В период кризиса необходимо сохранять сплоченность и внутри самого творческого сообщества. Этой идеей руководствовался итальянский бренд Marni, который реализовал шоу в рамках живого цифрового мероприятия Marnifesto — 48 художников, актеров и музыкантов со всего мира смогли полностью представить коллекцию. Франческо Риссо — креативный директор Marni: «Мы больше не хотим называть их моделями — они наши авторы». Каждый из участников смог транслировать свою личную историю, воплотить свой мир в одежде и привнести одежду в свой мир. Это объединение показало, насколько ценна и интересна жизнь каждого отдельного человека.
Marni весна-лето 2021
Неважно, где мы можем увидеть высокое искусство сегодня — в прямом эфире Instagram, в конференции Zoom или на расстоянии полутора метров. Важно, что мы еще способны его сохранить и разглядеть в нем еще большую ценность! Благодаря онлайн-платформам диалог общества и моды стал более открытым и интересным для каждой из сторон. Пандемия показала, что человечеству есть куда стремиться, что не все еще придумано и не все еще работает в полную силу. Каждый сложный исторический период знаменуется печальными событиями, но та переоценка ценностей и новое ощущения себя в мире, которые можно сейчас наблюдать, возможно, поднимает общество на новую ступень развития. В каком-то смысле мы становимся свидетелями появления новых культурных кодов. Может быть, это было необходимо человечеству уже давно, но никем не принималось во внимание.