Блоги

Раневская навсегда!

Жизнь актрис похожа на яркую вспышку. Такими как Раневская восторгаются, боготворят и даже подражают. Как говорил Виктор Фрайда, «копия остаётся копией, даже если гибнет оригинал». Раневская стала кумиром для многих, для нескольких поколений поклонников. Несмотря на прошедшие годы, ее вспоминают и по сей день!

Фаина Георгиевна Раневская – советская актриса театра и кино. Часто именуется современными журналистами как одна из величайших актрис 20 века и «королевой второго плана».

Родилась Фаина Георгиевна в конце августа 1896 года в Таганроге. Настоящее имя – Фанни Фельдман, Раневская – псевдоним, который она взяла из всеми нам известного произведения А.П Чехова «Вишневый сад». Актриса говорила, что Любовь Андреевна Раневская – главная героиня произведения, была ей близка по характеру, поведению и типажу.

С 14 лет маленькая Фанни начала увлекаться театром. Отец в начале спокойно относился к увлечению своей дочери, но лишь до того момента, пока она не заявила, что хочет не любительски играть в театральной студии, а выйти на большую сцену и стать профессиональной актрисой. Отца звали Гирш Хаимович, в его владении была фабрика, выпускающие сухие краски, магазин, а так же мельница и пароход под названием «Святой Николай». Мама – Милка Рафаиловна Заговайлова – была обычной домохозяйкой, на плечах которой была забота о доме и пятерых детях. Кроме Раневской в семье росли еще три сына: Яков, Рудольф, Лазарь и дочь Изабелла. Один из мальчиков умер еще маленьким. С самых ранних лет Фаина чувствовала себя одинокой в собственном доме, девочка заикалась и братья постоянно издевались над ней. Внешность будущей великой актрисы была очень далека от общепринятых представлений о красоте. Фанни завидовала своей сестре, ведь та была писаная красавица, а Фаину природа красотой не одарила. Из-за заикания у нее в отчем доме не было друзей, даже когда та училась в гимназии то не переставала комплексовать. Раневская настойчиво просила родителей, чтобы они забрали ее из гимназии, потому что учиться в таких условиях она не могла. Фаина получила хорошее образование и стала высокообразованной барышней. Уже с самого детства у Раневской был тяжелый характер, на фоне которого и произошел скандал с семьей, после чего будущая актриса покинула семью и отправилась в Москву.

В 20 лет Раневская приезжает в Москву. Денег не так много, чтобы тратить время впустую. Средств хватало лишь на съем маленькой комнатушки на Большой Никитской, но именно в этот момент девушка была по-настоящему счастлива и свободна. В театральные школы поступить не удалось. Пойти в частные тоже к сожалению невозможно.
 В этом же году Фаине крупно повезло, она познакомилась с русской прима-балериной Екатериной Гельцер, которая поселила ее у себя дома, где периодически собирались творческие элиты Москвы. Благодаря балерине Раневская знакомится с Осипом Мандельштамом, Мариной Цветаевой, Владимиром Маяковским и актером Василием Качаловым, в которого долгое время была сильно влюблена. Через некоторое время, благодаря Екатерине Гельцер, Раневская начала играть в массовке в Малаховском летнем театре под Москвой.

Раневская сыграла много ролей на сцене театра и кинематографе, но большинство из них были эпизодическими, такими незначительными, что имени актрисы никогда даже не было в титрах картины.  
После закрытия летних театров, Фаину взяли на работу в труппу к мадам Лавровской, где доверяли роли девушек-кокеток. Юной актрисе хотелось скорее прославится, увидеть мир. И этот театр дал ей такую возможность. Группа колесила по многим городам Крым, Баку, Архангельск, Ростов На Дону, Смоленск и многие другие.

Раневскую в возрасте 35 лет берут в труппу Московского камерного театра, где состоялся ее дебют спектакля «Патетическая соната», актрисе играла роль проститутки Зинке, которую она сыграла так убедительно и реалистично, что зрители были в полном восторге. В 39 лет Раневская начала успешную карьеру в театре красной армии, где по праву заняла место ведущей актрисы. Когда началась война, актриса работала в театре драмы, откуда с труппой выезжала и выступала в постановке «Молодая гвардия» перед бойцами офицерами. Исколесила все фронты и прифронтовые зоны. 


Удивительный талант Фаины заключался именно в том, что ей не нужны было стоять на мизансцене в первом ряду и кричать реплики главных ролей. Она играла всегда второстепенных героев, роли второго плана, но запоминалась зрителям больше остальных. В кино же была другая система, были и главные и второстепенные роли, которые актриса не играла, а именно пропускала через себя – проживала их так, как не мог никто. «Ненавижу слово «играть». Пусть играют дети», – говорила Раневская. К славе актриса относилась сложно. Остроумная и бесцеремонная насмешница публики, она могла отправить в нокаут одним только взглядом или острым словцом. В глубине души актриса была застенчивым человеком, постоянно недовольной собой. 

Интересный факт:Фаина, никогда не говорила по сценарию, своих героинь и их реплики она продумывала сама. Одного взгляда хватало зрителю, как на экранах, так и в зрительном зале театра, чтобы понять актрису и почувствовать ее. Никто не знал, когда она говорит всерьез, а когда играет, и что делать после ее уничтожающего сарказма – смеяться или плакать.

Со сцены Фаина ушла в 1982 году, на тот момент ей было 87 лет. Последняя работа Раневской была в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе А.Н. Островского в 1980 году в роли старой няньки Филицаты на сцене театра Моссовета. Актрисе уже в тот момент было тяжело физически, но не играть было невозможно.


Театр