Новости ИСИ

Русский рок – музыка вне жанра и времени

Русский рок – музыка самобытная, где каждый может отыскать любимого и уникального исполнителя. Даже когда рок звучал из всех окон советских квартир, создавая какофония, идентичных друг другу групп не было. Звучание, стиль, внешний вид – пусть многое из этого и могло быть заимствовано у западных исполнителей, русский колорит всё равно брал верх.

«Наутилус Помпилиус». От хард-рока к фолковому звучанию через глэм и обилие необычного инструментала.
Всех членов группы объединяла любовь к рок-музыке, как западной, так и отечественной. Это не позволяло творить в одном стиле, а, наоборот, открывало простор для экспериментов. В начале карьеры, в 82-ом, группа отдавала предпочтение тяжелому року, а за два года первый состав «Наутилусов» успел обзавестись фанатской базой, выступая совместно с известнейшей на тот момент группой «Урфин Джюс». В это же время Вячеслав Бутусов, солист группы и ее лидер, вместе с Ильей Кормильцевым, автором текстов группы «Урфин Джюс», начинают свое сотрудничество и едут в Ленинград на концерты группы «Кино» и «Аквариум», после чего и происходит переворот в звучании «Наутилусов». Вдохновившись коллегами из Ленинграда, группа начинает добавлять в свои песни больше нетипичных для рока музыкальных инструментов, например, саксофон или флейту, а Бутусов перестаёт быть советским Джимми Пейджем, модифицируя свой голос во что-то обволакивающее и успокаивающее. Именно это звучание «новой волны» и стало самым запоминающимся для слушателей, и именно его запечатлел в своём фильме «Брат» Балабанов, подарив песни «Крылья», «Зверь» и «Матерь богов» будущим поколениям.
«Крематорий». Группа, у которой не было аналогов как на момент её появления в 83-ем, так нет и по сей день.
Несмотря на жанр «рок», музыка «Крематория» удивительно не похожа на музыку коллег по сцене, и не соответствует столь грозному и устрашающему названию группы. Она размеренная, местами лёгкая и часто не имеет ярко выраженной партии ударных. Одним словом, камерная. Включив песню «Мусорный ветер», ожидаешь услышать что-то грузное и воющее, а получаешь мелодию с минорной фортепианной партией, больше напоминающей клавесин, и историю об обитателях социального дна. Тексты песен – мрачные, абсурдные, наполненные историей и очень личными переживаниями. Пускай такой колоссальной славы как «Наутилусы» «Крематорий» не получили, их музыка во многом поспособствовала появлению таких групп как «Король и шут» или «Кровосток», показав, что сюжет в песнях тоже важен, даже если это сказка с плохим концом.
«АлисА». Русский рок в своём самом классическом проявлении. Или нет?
Первый альбом «Энергия» был наполнен множеством не свойственных року звучаний: и синтезатор будто из жанра будущего – синтвейв – в песне «Экспериментатор»; и джазово-блюзовые мелодии в песне «Волна»; и самый классический, элвисовский рок-н-ролл в песне «Плохой рок-н-ролл». Но основным мотивом всегда оставался хард-рок, что добавляло контраста, ведь название «АлисА» вызывает какие-то приятные и даже «мягкие» ассоциации. Но самым заметным отличием группы был её солист – Константин Кинчев. «АлисА» играла энергичный хард-рок, но в то же время динамичный и мечтательный, как будто верхом на драконах в город въехали «Black Sabbath». Сам Костя был нечто среднее между Билли Айдолом и Фредди Меркьюри, только ростом поменьше их обоих. Его харизма выплескивалась со сцены в зал и обволакивала буквально каждое сердце. Скрещенные на груди руки, раскачивающаяся в такт музыке из стороны в сторону фигура и особенно глаза в тяжелом черном гриме завораживали», – вспоминала Джоанна Стингрей, американская рок-исполнительница и популяризатор советского рока на Западе. Именно Кинчевым вдохновлялся Бутусов, из-за чего в их текстах можно найти определенную схожесть. С Кинчевым записывал совместную песню и Горшок, чем могла похвастаться не каждая группа. Хотя тут ещё вопрос, кто из них больше хвастался. «АлисА» много раз была признана культовой группой для русской рок-сцены как слушателями, так и другими исполнителями.
Была и ещё одна советская рок-группа, которая смогла найти популярность за пределами СССР. Своими усилиями один человек нашёл способ показать американскому слушателю русский рок, чтобы тот заинтересовался и стал фанатом. Но об этом в следующей статье.