На открытии конференции после вступительного слово ректора ИСИ Ирины Сухолет были представлены следующие доклады:
- «Россия и русский- ключевые слова в формировании гражданской идентичности», Татьяна Викторовна Маркелова, первый проректор-проректор по учебной работе ИСИ, доктор филологических наук, профессор
- «Роль пластических искусств в формировании гражданской идентичности подрастающего поколения», Татьяна Геннадьевна Русакова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
- «Патриотическое воспитание средствами музыкального искусства: (методологический аспект)», Борис Петрович Борисов, учредитель и главный редактор журнала «Казачье самообразование», музыковед, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», доктор философских наук
- «Реконструкция гражданской идентичности в современном театре», Татьяна Иосифовна Ерохина, первый проректор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный театральный институт имени Фирса Шишигина», профессор, доктор культурологии
Первая секция была посвящена методике и технологии формирования гражданской идентичности средствам искусства ( музыка, фольклор, декоративно-прикладное искусство). В ней модератор Елена Альбертовна Каминская – проректор по учебно-методической работе Института современного искусства – выстроила работу таким образом, что сначала прозвучали доклады, посвященные фольклору, а затем исполнительскому и композиторскому искусству. Многие участники в этой секции пришли к выводу, что для формирования гражданской идентичности важно знать истоки, которые могут стать хорошей основой для воспитания подрастающего поколения.
![](https://static.tildacdn.com/tild3033-6365-4763-b762-353064653734/conf__KON035.jpg)
Во второй секции, где модератором был заведующий кафедрой хореографии ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» Владимир Николаевич Карпенко, обсуждались те технологии и методики формирования гражданской идентичности, которые предлагает театральное, изобразительное и хореографическое искусство. Здесь участники в своих докладах большое внимание уделили воспитанию патриотизма. Говорили о том, что искусство может помочь лучше понять детям ту или иную эпоху с помощью погружения в нее.
![](https://static.tildacdn.com/tild3561-3261-4864-b037-326238623737/conf__KON056.jpg)
На конференции не обошли тему важности туристско-краеведческой деятельности. Об этом докладывали в рамках третьей секции. Татьяна Викторовна Маркелова – первый проректор по учебной работе Института современного искусства, доктор филологических наук и модератор секции – отметила во время выступления участников, что они проделали большую работу и глубоко вникли в выбранные темы. Особенно ценным стало то,что всё сказанное докладчики подкрепляли реальными примерами и результатами исследований.
![](https://static.tildacdn.com/tild6531-6161-4862-b436-383136663837/conf__KON052.jpg)
Участники четвертой секции, темой которой стало «Социальное партнерство как ресурс патриотического воспитания», в ходе общения пришли к выводу, что для детей важен деятельный подход к познанию их окружающего мира. Модератором секции стала Елена Анатольевна Смирнова – проректор по дополнительному образованию Института современного искусства и автор проекта «Грани творчества».
![](https://static.tildacdn.com/tild6236-6562-4437-b031-643338383866/conf__KON075.jpg)
Во время конференции работала специальная секция для школьников и студентов «Творчество как средство патриотического воспитания». В своих докладах участники обратили внимание на формирование ценностей и моделей поведения средствами массовой информации, углубление знаний в сфере культуры и истории, а также на активное формирование национального культурного кода. Модератором этой секции стала Наталья Владимировна Вакурова – заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Института современного искусства.
![](https://static.tildacdn.com/tild3964-6662-4639-a338-616164653034/conf__KON065.jpg)
«Мы сейчас сидели в президиуме и активно разговаривали с нашими коллегами из других городов и из Москвы, и из Консорциума «Память сильнее оружия» о том, какой формат возможен для продолжения этой работы. Мы договорились о том, что где-то в апреле в Общественной палате в Москве будет расширенная конференция на эту тему, так что на следующий год явно будет продолжение. В рамках гранта Министерства просвещения Российской Федерации нами была проделана очень большая работа, связанная с обучением и проведением курсов повышения квалификации для учителей, педагогов различных творческих школ, коллективов, домов культуры регионов России, среди которых было очень много людей с вновь присоединенных территорий», – рассказала о конференции Ирина Наумовна Сухолет, ректор Института современного искусства.
![](https://static.tildacdn.com/tild3731-6634-4866-a132-383637663064/conf__KON026.jpg)
В конце конференции были подведены итоги. Модераторы всех секций отметили, что участники проделали колоссальную работу. Мероприятие прошло в смешанном формате, что дало возможно выступить докладчикам из других городов дистанционно и поделиться с коллегами своими исследованиями.
Также участники из Иркутска поделились впечатлениями о конференции:
Выражаю благодарность организаторам конференции за плодотворную программу, важное и полезное мероприятие. Очень понравилось пленарное заседание, высокий уровень выступлений и актуальность предложенных тем. Интересные доклады в работе секции не оставили равнодушными участников, позитивная среда, творческие коллеги, которые с удовольствием делились накопленным опытом работы по формированию гражданской идентичности подрастающего поколения в образовательных учреждениях разных регионов нашей страны. Много хороших идей, слушать и представлять примеры из практики всегда полезно. Понравилось, что все материалы конференции были вручены сразу и результат не заставил себя ждать. Спасибо, надеемся на дальнейшее сотрудничество!
![](https://static.tildacdn.com/tild3934-6566-4630-b764-303139646539/WhatsApp_Image_2022-.jpeg)
Работа по формированию ценностей должна осуществляться непрерывно, поскольку только в этом случае это может быть действенным. Искусство – это одно из самых лучших средств воздействия и побуждения, ведь оно способно влиять на человека, развиваться его и помогать совершенствоваться каждый день.