Новости ИСИ

Искусство и согласие

Институт современного искусства при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Формирование гражданской идентичности и межнационального согласия средствами искусства». Конференция была разделена на 5 секций.

На открытии конференции после вступительного слово ректора ИСИ Ирины Сухолет были представлены следующие доклады: 
  • «Россия и русский- ключевые слова в формировании гражданской идентичности», Татьяна Викторовна Маркелова, первый проректор-проректор по учебной работе ИСИ, доктор филологических наук, профессор
  • «Роль пластических искусств в формировании гражданской идентичности подрастающего поколения», Татьяна Геннадьевна Русакова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
  • «Патриотическое воспитание средствами музыкального искусства: (методологический аспект)», Борис Петрович Борисов, учредитель и главный редактор журнала «Казачье самообразование», музыковед, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», доктор философских наук 
  • «Реконструкция гражданской идентичности в современном театре», Татьяна Иосифовна Ерохина, первый проректор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный театральный институт имени Фирса Шишигина», профессор, доктор культурологии

Первая секция была посвящена методике и технологии формирования гражданской идентичности средствам искусства ( музыка, фольклор, декоративно-прикладное искусство). В ней модератор Елена Альбертовна Каминская – проректор по учебно-методической работе Института современного искусства – выстроила работу таким образом, что сначала прозвучали доклады, посвященные фольклору, а затем исполнительскому и композиторскому искусству. Многие участники в этой секции пришли к выводу, что для формирования гражданской идентичности важно знать истоки, которые могут стать хорошей основой для воспитания подрастающего поколения.


Во второй секции, где модератором был заведующий кафедрой хореографии ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» Владимир Николаевич Карпенко, обсуждались те технологии и методики формирования гражданской идентичности, которые предлагает театральное, изобразительное и хореографическое искусство. Здесь участники в своих докладах большое внимание уделили воспитанию патриотизма. Говорили о том, что искусство может помочь лучше понять детям ту или иную эпоху с помощью погружения в нее.


На конференции не обошли тему важности туристско-краеведческой деятельности. Об этом докладывали в рамках третьей секции. Татьяна Викторовна Маркелова – первый проректор по учебной работе Института современного искусства, доктор филологических наук и модератор секции – отметила во время выступления участников, что они проделали большую работу и глубоко вникли в выбранные темы. Особенно ценным стало то,что всё сказанное докладчики подкрепляли реальными примерами и результатами исследований.


Участники четвертой секции, темой которой стало «Социальное партнерство как ресурс патриотического воспитания», в ходе общения пришли к выводу, что для детей важен деятельный подход к познанию их окружающего мира. Модератором секции стала Елена Анатольевна Смирнова – проректор по дополнительному образованию Института современного искусства и автор проекта «Грани творчества».


Во время конференции работала специальная секция для школьников и студентов «Творчество как средство патриотического воспитания». В своих докладах участники обратили внимание на формирование ценностей и моделей поведения средствами массовой информации, углубление знаний в сфере культуры и истории, а также на активное формирование национального культурного кода. Модератором этой секции стала Наталья Владимировна Вакурова – заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Института современного искусства.


«Мы сейчас сидели в президиуме и активно разговаривали с нашими коллегами из других городов и из Москвы, и из Консорциума «Память сильнее оружия» о том, какой формат возможен для продолжения этой работы. Мы договорились о том, что где-то в апреле в Общественной палате в Москве будет расширенная конференция на эту тему, так что на следующий год явно будет продолжение. В рамках гранта Министерства просвещения Российской Федерации нами была проделана очень большая работа, связанная с обучением и проведением курсов повышения квалификации для учителей, педагогов различных творческих школ, коллективов, домов культуры регионов России, среди которых было очень много людей с вновь присоединенных территорий», – рассказала о конференции Ирина Наумовна Сухолет, ректор Института современного искусства.


В конце конференции были подведены итоги. Модераторы всех секций отметили, что участники проделали колоссальную работу. Мероприятие прошло в смешанном формате, что дало возможно выступить докладчикам из других городов дистанционно и поделиться с коллегами своими исследованиями.

Также участники из Иркутска поделились впечатлениями о конференции:

Выражаю благодарность организаторам конференции за плодотворную программу,  важное и полезное мероприятие. Очень понравилось пленарное заседание, высокий  уровень выступлений и актуальность предложенных тем. Интересные доклады в работе секции не оставили равнодушными участников, позитивная среда, творческие коллеги, которые с удовольствием делились накопленным опытом работы по формированию гражданской идентичности подрастающего поколения в образовательных учреждениях разных регионов нашей страны. Много хороших идей, слушать и представлять примеры из практики всегда полезно. Понравилось, что все материалы конференции были вручены сразу и результат не заставил себя ждать. Спасибо, надеемся на дальнейшее сотрудничество!


Работа по формированию ценностей должна осуществляться непрерывно, поскольку только в этом случае это может быть действенным. Искусство – это одно из самых лучших средств воздействия и побуждения, ведь оно способно влиять на человека, развиваться его и помогать совершенствоваться каждый день.

Жизнь в ИСИ 30-летие ИСИ Грантовые проекты Студенты Педагоги