Блоги

«Я бы хотел, чтобы меня захоронили на луне»

Каков он – миф о Константине Ступине? Какой образ может сформироваться из его глубинной лирики, где перемешано все: от скандинавской мифологии и тюремной мерзости, до ролика «Бомж отжигает на гитаре» во Вконтакте? Что известно о его жизни, любви, ремесле и ценностях?

КОНСТАНТИН СТУПИН, ОН ЖЕ КОСТЯ, ОН ЖЕ СТУПА

Стараниями близких – Дениса Грекова, Павла Калинина и Кирилла Ненашева – у нас, «потомков», есть записи песен, документальный фильм и даже ютубный интерактив со зрителями в форме «вопрос-ответ». Дениса и Павла можно заслуженно считать его продюсерами, которые создали группы в социальных сетях для рекламы творчества Ступы как сольного артиста в 2013 году, когда стало понятно, что «Ночная трость» уже не соберется обратно. Но обо всем по порядку.

На исходе 80-х в школе №5 города Орёл трое школьников собрали музыкальный ансамбль. Участники – Константин Ступин (вокал), Ростислав Терехов (бас-гитара), и Эдуард Кузьмин (гитара) – гордо назвали себя «Ночной тростью» (в качестве эвфемизма к эрекции). И началась работа.

В 1990-м году «Ночная трость» отправила московской рок-лаборатории кассету первого альбома «Гремит моя музыка» на предварительный отбор. Группа приехала на прослушивание в фантастическом алкогольном опьянении и была близка к провалу. Успеху поспособствовал Максим Покровский (фронтмен группы «Ногу свело!»), который настоял на выдаче музыкантам дополнительного времени на выступление (на возвращение в реальность). Таким образом, «Ночная трость», будучи единственной немосковской группой, чудом прорвалась на «Фестиваль надежд» (проводимом в ДК имени Горбунова*), прогремела лирикой о рвоте, поносе и любви, выхватила приз зрительских симпатий и возвратилась в родной Орёл уже рок-героями.

*Так называемая «Горбушка» позднее стала главной сценой московской рок-лаборатории, площадкой первого «Нашествия» в 1999-м и сердцем русского рока, в котором зазвучали такие знаменательные группы, как «Ногу свело!», «Наутилус Помпилиус», «Звуки Му», «Гражданская оборона», «ДДТ», «Альянс», «Крематорий» и многие другие.

Приз зрительских симпатий открыл дорогу на сцену, но Ступа свернул с нее к тяжелым наркотикам, за что вскоре и сел. Группа распалась в первый раз в 1995-м году. В общей сложности Костя отсидел добрых девять лет — воровство, вещества. Между отсидками музыкант работал над тем, чтобы все больше напоминать квазимодо — образ жизни сказывался на внешнем.


В своих интервью Костя оценивает деструктивные привычки как недопустимое, неприемлемое, от чего стоит отказываться. Потом сразу же лирично фантазирует, почти как сказочник. А главное — в роликах смешной, несет несуразицу всерьез – ни один мускул не выдает иронии.  

Постоянно играет с образом смерти – в каждой песне. Голос – прокуренный рык. Лирика – баллады, детальная мерзость, скандинавские боги, смерть и мат. Автор «Чем Ирина и Марина лучше дозы героина» – анорексичный и татуированный, на роликах либо в больничных трубках, либо окруженный полем и заброшками. Напоминает человека без дома и социальной ответственности. 

Ступин не моделировал специально образ панка, это получалось само: антисоциальность, отсутствие половины зубного ряда, лохматые длинные волосы, джинсовая куртка в нашивках, отшельничество, алкоголь, героин. Все вопреки, не по моде, а по нутру.

«Мои татуировки означают мою проклятую жизнь. То есть каждая татуировка связана с каким-то идиотским событием, которых в моей жизни гораздо больше… Но смысл в том, что некоторые может объяснить только космический разум, потому что я находился на грани сознания и мог уйти в небытиё»

Друзья и родные часто теряли Ступу – он выходил из дома в запой, а однажды пропал на несколько месяцев. Искали по моргам, тюрьмам, психиатрическим больницам и тубдиспансерам. Хоронили несколько раз, уже попрощались. Когда Ступа обнаружился в орловской пивной, все, мягко говоря, удивились. Между отсидками – бессистемный путь самоуничтожения и творчества. Чего было больше – неизвестно.

«У меня зубов скоро не останется. Я свищу, но мне главное – чтобы петь мог»

ПОРТРЕТ

Однажды в детстве старший брат Олег подарил Косте «Levis» с пятном. Расстройство быстро сменилось радостью от осознания разницы: все в «варёнках», а Костя в модных, заграничных, да еще и с пятном! Погрешность рождает особенность – этот прием полюбился и стал Ступину родным.


Нет ни единой фотографии взрослого Ступы с прямым носом! Первый раз перегородка была сломана на хоккее, второй – в драке, а в третий раз, еще не успев снять гипс, Костя успешно добил себе нос во время свидания, на которое сбежал прямо из больницы. Хирурги развели руками, а приплюснутая блинчиком переносица стала фишкой музыканта.


В 2015-м вместе с Аркадием Давидовичем снялся в главной роли артхаусного фильма «Гомонкул» – история об алхимике, синтезировавшем существо из яйца черной курицы, разумеется, в полнолуние. Черно-белый, с отсылками к Фаусту, с документальной съемкой – все самое любимое. Главное – психоделическое обаяние актеров, диалоги и таинство возникновения искусственной жизни при помощи спермы и куриного яйца.
Тизер этого фильма и прославил Ступу на весь интернет. Дикий стеб, настоящий постмодерн в форме ютубовского произведения искусства.

«Я много лет подряд ездил в Воронеж, так как слышал, что папа Карло похоронен в Воронеже.. До сих пор я, правда могилу не нашел. Но в результате этих поездок я познакомился с Давидовичем*. Он, конечно, похож на Папу Карло, но это далеко не он. И я думаю, все-таки папа Карло – это персонаж вымышленный»


*Аркадий Давидович – тот самый, который Косте Ступину «втирает какую-то дичь». Художник, афорист, сценарист, актёр. 
Выдвинул декларацию с предложением ООН учредить 29 февраля праздник для всех жителей планеты, чтобы его можно было в едином астрономическом времени отметить вне зависимости от пола, расы, профессии, вероисповедания, национальности.
Даже признался, что хотел выдвинуть праздник на добавление в Конституцию РФ. 
А ещё Давидович печатался в журнале «Крокодил» под псевдонимами «Эрнест Хемингуэй» и «Оноре де Бальзак». Уникальный персонаж!

У Ступы был туберкулез, гепатит С и ВИЧ-инфекция.
У Ступы не было детей и жены. Была Ольга, но что их связывало – загадка. Друзья вспоминают, что он с уважением и глубокой симпатией отзывался о ней, ждал редких встреч. В одном интервью он говорил, что «была любовь, но он её упустил». О ком именно Ступа говорил – тоже загадка.
А еще автор «Хорош тот мент, что мертв» уважал Владимира Путина и считал, что однополые браки, и так не разрешенные, надо законодательно запретить.

Друзья свыклись с бешеным образом жизни, вылавливая Костю в перерывах между запоями на записи песен и видео. У них была отработанная схема: Ступа уходил в запой, Греков с Калининым выжидали две недели, забирали его протрезвевшим на несколько дней. Ступа терпел и срывался в новый запой.

«Я не поэт. Поэт – это Есенин, Бродский, Пушкин. А я не поэт. Если кто-то так считает, то он не прав», – заявляет Костя в одном из интервью. (Я не права!)

Ступа снялся в документальном фильме Кирилла Ненашева во время единственного тура Ярославль – Питер – Москва. Через несколько дней после тура он умер, 16 марта 2017 года. Поклонники, просматривая предсмертное выступление, видя удручающую концентрацию на исполнении песни «Смерть», утверждают, что он все понимал, все предвидел и предчувствовал.

Когда он умер, с моря действительно «выл Норд-Ост».

« – Спасибо за вашу музыку
– Нет, это вам спасибо, что вы ее слушаете»

PS:
Если хоть немного заинтересовались феноменом, как же в этом человеке сплелись социопатия, глубинное экзистенциальное ощущение жизни и способность воплощать в песнях как лирику смерти, так и поноса, то послушайте недооцененные творения заслуженно малоизвестного Ступы.

Группа ВК 
Документальный фильм Кирилла Ненашева
Канал на ютубе
Фильм Кирилла Савельева и Романа Дмитриева, где Ступин и Давидович сыграли главные роли, «Гомонкул»

С глубоким уважением к творчеству Кости и любовью созерцать все противоречивое и неизвестное. 

Музыка