Блоги

Литературные жанры на коленках

Систематизировать и привести к строгой очередности, задать чёткие рамки и правила – вот к чему стремится человечество при появлении любой новой деятельности. Не обошло это стороной и литературу. На удачу или на беду, но задолго до нашей эры Аристотель в трактате «Поэтика» заложил основу всеобщего жанрового закрепощения литературных произведений, правилам которой авторы подчинялись ещё не одно столетие после.

Конечно, как и любой вид искусства литература не стояла на места, да и сейчас продолжает трансформироваться и вступать в реакцию (а иногда и выпадать в осадок) с современными реалиями, и в этой статье мы разберём несколько знакомых и не очень жанров актуальных среди писателей и читателей в наше время. Разумеется, разнообразие их весьма велико, максимального количества открытых вкладок не хватит, чтобы разложить и половины из них, поэтому здесь мы познакомимся лишь с малой частью огромной классификации, а конкретно с эпической её стороной. Почему? Ну, во-первых, потому того захотел автор, и это первый и, наверное, самый важный урок: любая система не способна выдержать натиска ищущего выхода вдохновения и бунтарского духа творца. Это означает, что рамки и правила, заданные и поддерживаемые теоретиками, размазывались и смешивались под кистью поэтов и писателей, принимая самые необычные и интересные сочетания, что приводило к непременному краху «идеалов». Изучая такую тему, как система литературных жанров нельзя забывать эту особенность и стремиться к упрощению. Ну а теперь, можно начинать!


Эссе

Один из самых подвижных и молодых жанров. Предложил и ввел в качестве новой формы французский писатель и философ Мишель де Монтень в книге «Опыты». Если переводить термин с французского языка, то эссе будет означать «попытку или пробу», с латинского же он переводится как «взвешивание». Основными отличительными чертами эссе можно назвать стихийность и эмоциональность этого жанра. Являясь малой формой (обычно не выходящей за 5 страниц) эссе, тем не менее, не ограничивает автора строгими размерами и правилами. Писатель сам выбирает о чём и как ему писать, ведь преимущество эссе в том, что оно заведомо наделяет пишущего свободой говорить от собственного лица, не подкреплять и не аргументировать свои суждения, быть субъективным и живым. Эссе может имитировать живой разговор или личные записи как, например, дневник, что заставляет читателя почувствовать интимность момента или доверие к автору. Оно цепляет яркостью и обилием художественных средств выразительности, что нередко позволяет с первых строк создать определенный авторский стиль. 

Очерк

Особенность этого жанра определяется его искусным балансированием между художественным и публицистическим произведением. Это проявляется в некоторых обязательных чертах жанра. Очерк не появляется из ниоткуда, в основе этой малой формы произведений должны лежать реальные события и люди, что отсылает нас к журналистской правдивости и доказательности. Причина, задача и цель очеркиста – обратить внимание на какую-либо актуальную социальную проблему. Почему же стрелки весов не склоняют очерк к строго публицистическому жанру? Помимо фактической точности (ну или около фактической) очерк должен обладать и художественной ценностью, задействовать различные эмоциональные и выразительные средства, а также выполнять просветительскую миссию. Так перед автором ставится очень сложная задача: красиво и умело донести до читателя свою мысль, при этом избежав обвинений в неточности и преувеличении, а в наилучшем исходе событий ещё и повлияв на описываемую проблему.


Новелла

Медленно, но верно мы приближаемся к знакомому всем с первых классов жанру «рассказ», но перед этим сделаем остановку на его «разновидности», а именно – новелле. Новость – так переводится термин с итальянского, но несмотря на это, в отличии от очерка, ничего общего с публицистикой он не имеет, являясь абсолютно художественным произведением. Новелла именно тот жанр, к которому стоит обратиться, если очень хочется взяться за книгу, но всё руки не доходят, да и скучно, и нудно… Особенности жанра заключаются в том, что вам не придётся запоминать десятки имён персонажей, кем они являются и к чьему дому относятся, нет. Чаще всего в новелле встречаются один-три персонажа, а главную роль играют не психологизм и философствование автора, который отходит на задний план и выступает лишь в качестве рассказчика, а острый сюжет с неожиданной и захватывающей развязкой. События произведения разворачиваются примерно со скоростью турецкого сериала, так что читатель точно не успеет заскучать.

Рассказ

Завершает список «малых форм». Хотя, как мы и говорили ранее, объём произведения - весьма размытая характеристика, поэтому рассказ может занимать как десять, так и сто десять страниц, но некоторые схожие черты будут в обоих вариантов. Во-первых, повествование ведётся на ограниченном временном отрезке, ну или ограниченном событии из жизни главного героя. Подобно новелле он имеет небольшое количество персонажей, но каждый из них играет свою роль в раскрытии главного. Рассказу не присуща новелловская легкость и остросюжетность, наоборот он может быть наполнен символизмом и психологизмом, каждая деталь и мелочь в нём имеет своё значение, так что, если вы не поняли, почему главный герой взял именно жёлтый, а не зелёный карандаш, стоит перечитать рассказ. Повествование ведёт автор, рассказчик или герой, от начала и до конца произведения речь ведется от одного лица. Важная часть рассказа – название. Часто именно в нём писатель закладывает ответ на поставленный вопрос или же приближает читателя к нему.

Роман

Огромный скачок от рассказа к роману выражается не только в существенной разнице в объёмах, но и в фокусе произведений. Жанры, которые мы рассматривали ране,е затрагивали одну сюжетную линию, раскрывали одну проблему, описывали одну ситуацию. Совсем иначе обстоит дело с романом. Здесь автор может разгуляться и не только в количестве персонажей, но и возможностях постоянного перемещения во времени, то погружая нас в прошлое героя, заставляя понять, что именно сделало его таким(ой), то возвращаясь в современность, когда мы уже забыли, в какой беде оказался какой-то из тысячи главным персонажей. Конечно, автор не обязан вписывать в ленту повествования бесчисленное количество лиц, лишь для того, чтобы соответствовать канонам жанра, но иметь несколько запутанных и важных сюжетных линий, изобразить и раскрыть большое количество проблем и тем и приправить это историческим фоном, в котором разворачиваются события – это его прямая задача и обязанность, как покусившегося на такой титанический жанр храбреца.

К сожалению, скорее всего даже описанного в этой статье вам не хватит для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ, но не из-за объёма представленной информации, конечно, а лишь из-за того, что экзамен – это слепая лотерея, выигрыш или проигрыш в которой почти никогда не оправдывает количество часов подготовки и потраченных нервов.

Обложка
Ликбез