Блоги

Дело №С - Студенчество

Всем тем, кто несет на себе почетное, 

но тяжелое звание студента,

 посвящается


Студент  –  это звучит гордо? Справедливо будет заметить, что качество этого титула не может рассматриваться в отрыве от его обладателя и степени его вовлеченности в процесс обучения, ведь само слово происходит от латинского studens «усердно работающий человек, занимающийся работой и учебой». И называли так не только учащихся высших учебных заведений, которых, впрочем, тогда еще не было, но и любого гражданина, имевшего своей целью получение знаний. Наводит на мысль, что не каждый современный студент мог бы похвастаться таким званием в старые добрые… Но нам ещё повезло не застать времена, когда студентов именовали схолярами (scholaris — ученик, от лат. schola — школа), хоть отголоски прошлого всё ещё звучат в коридорах школ, да и за её пределами в небрежном «школяре».  Это обозначение появилось во времена становления первых университетов, поговорим об этом подробнее.

В 12 веке в Европе начинают появляться первые высшие учебные заведения, тогда и начинает своё существования новая социальная группа  –  студенчество. Выглядело это совсем не так, как сейчас, институты скорее напоминали кружки по интересам, религиозные братства или купеческие гильдии. Но процесс был запущен и естественным образом эти объединения переросли в более привычные университеты, но до сих пор существуют в рамках религии. Продолжая уходить от веры в сторону науки и обучения, вузы становятся всё больше похожи на современный формат. Так в 1200 году открывается Парижский университет (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), в 1206  –  Оксфордский, в 1224  –  Неапольский, 1231  –  Кембриджский. У студентов появляются привилегии, они освобождаются от воинской повинности и других форм обязанностей. Каждое столетие появлялось всё большее количество желающих стать студентами, а, как следствие, и работающих университетов. 


Желающих было достаточно, но не все из них имели возможности и финансы свободно образовываться и не нести при этом заметно бьющих по кошельку затрат. Образ нищего студента возник не в наше время, как можно было подумать, на самом деле эстетика вечного недосыпающего и недоедающего полумертвого тела закрепилась за учащимися высших учебных заведений почти сразу после их появления. Из-за нехватки денег студенты были вынуждены ютиться в каморках, иногда по несколько человек в маленькой комнатке, постоянно кочевать из одного города в другой, от одного университета к другому. Таких кочевников в 14 веке стали называть вагантами, менестрелями или голиардами. Иногда члены этих групп становились разбойниками и преступниками, но оставались в их рядах и те, кто действительно хотел служить науке и не боялся переносить тяготы на этом нелегком пути. Поскольку всё преподавание в те времена велось преимущественно на латыни, студенты разных городов и стран могли свободно понимать друг друга, объединяясь в коллективы молодых людей, увлеченных наукой, искусством и общими взглядами на будущее. Они вместе проводили свой досуг, создавали свои произведения, одним из которых стал гимн «Гаудеамус», который поют студенты многих стран, его текст прославляет молодость и торжество свободы. 

Организация и учебная программа постоянно развивалась и совершенствовалась. Университеты начинали специализироваться на конкретных профессиях: парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же  –  гражданского права. 

В России дела с высшими учебными заведениями шли тяжело. Первый университет, учрежденный в 1724 Петром 1 в Санкт-Петербурге, не мог набрать необходимое количество учащихся, создавались специальные программы и стипендии, но большинство студентов по итогу не имели «способности к науке». Привезенные из других стран лекторы обучали 1-2 студентов. Но со временем число обучающихся стало увеличиваться. Появились первые выпуски. В 1755 году открывается Императорский Московский университет по инициативе Ломоносова, в нем предусматривалось 3 факультета, а срок обучения составлял всего 3 года. 

Из дальнейшей истории студенчества можно выделить несколько ярких и важных моментов. Отвоеванное активистками право женщинам получать высшее образование, которое было получено в России в конце 19 века, и в разное время в остальных странах. А также студенческие движения по всему миру, как реакция молодежи на социальные и политические события их времени. Из наиболее ярких выделим Россию и США. 


Студенты всегда были той группой, которая резко и быстро отвечала на любые изменения или новые веяния в обществе. Не всегда это играло им на руку, но молодой и бунтующий характер, желающий действий и свободы, никогда не мог оставаться в стороне, пока на его глазах разворачиваются сцены из очередной драмы. Так на рубеже 19-20 веков российское студенчество стало одним из главных механизмов, воздействующих на общественные настроения того времени. Недовольные своим бедственным положением молодые люди (жизнь студента в России конца 19 века действительно была непростой, в месяц приходилось выживать в среднем на 25 рублей, также правительство выпускало сковывающие свободу законы и уставы) хотели изменить существующие порядки. Они устраивали стачки, самым активным стал период забастовок с февраля по май 1899 года. Студенты устраивали акты самосожжения, на почве чего в дальнейшем возникали еще большие волны мятежа. Аресты и угрозы не помогали усмирить бунтующую молодежь, акции протеста продолжались вплоть до начала 20 века.


А в1970 году на территории США начались массовые мирные митинги студентов в ответ на расширение Соединенными Штатами Вьетнамской войны в Камбоджу. Хоть шествия и не несли насильственного характера, власти Америки посылали отряды Национальной гвардии, снабженных оружием, на многие собрания. Высказывание своей позиции, особенно в отношении действий политиков, никогда не может пройти без кровопролитий. Так 4 мая 1970 года в Кенте во время мирного митинга солдаты Национальной гвардии открыли огонь по безоружным студентам, в ходе обстрела погибло 4 человека, одной из которых была Эллисон Краус. Её фраза «Цветы лучше пуль», сказанная незадолго до гибели, стала антивоенным лозунгом, продолжала использоваться в акциях и искусстве по всему миру. 4 мая стало первым случаем в истории Соединенных Штатов, когда студент был убит на антивоенном митинге. После этого движение стало принимать более серьезный и массовый характер, многие нерешительные студенты не могли не проявить уважение к погибшим за общее правое дело.

После всего сказанного, можно ли наконец дать ответ на заданный в самом начале вопрос? По-моему, да. Студент  – это звучит гордо!

Статьи