Блоги

Дискриминация красок и привилегия белого

Классическое искусство – эталон красоты. Античная скульптура древних греков и римлян вдохновляла творцов многих эпох (от ренессанса до модерна). Но знали ли Микеланджело и Бернини, задавшие тон последующим поколениям, настоящий вид этих скульптур? В наше время наука точно смогла доказать, что древние скульптуры имели не только мастерски выверенную идеальную реалистичную форму, но и яркую и красочную роспись. Так чем же является этот секрет цвета: ошибкой, допущенной археологами и недостаточно развитой наукой, или политической тайной?
Свой первоначальный вид античная статуя была вынуждена потерять при первой же находке, и этому способствовали не только разрушавшие её веками ветра и дожди, но и сами искатели. Археологи постарались сохранить целостность своих находок, но скрупулёзные отмывания и чистки уничтожили видимые доказательства оригинального вида древних скульптур и определили направление развития искусства на многие столетия вперёд. Американский арт-критик Рассел Стёрдже вспоминает происходящее с найденными скульптурами: «Вскоре краски начинали опадать и исчезать. Прекрасная статуя, которую впервые исследовали в музее Акрополя в мае 1883 года, лежала на столе, и уже часть ее красок как будто бы стряхнули; эта статуя лежала, окруженная небольшими кучками зеленого, красного и черного порошковых пигментов, которые упали с ее поверхности». Так в истории утвердился миф о безупречной белизне античной скульптуры, укрепленный  искусствоведами и археологами 18 века.
Первым революционную мысль о полихромии древней скульптуры выдвинул Катрмер де Кенси - французский исследователь архитектуры, скульптуры и рисунка. В книге  «Юпитер Олимпиец, или искусство античной скульптуры в новом свете» 1815 года он описал своё открытие, дополнив его иллюстрациями 31 раскрашенной гравюры. Эта идея была негативно воспринята современниками, а его исследование было проигнорировано. Укоренившееся представление идеальной классической скульптуры не смогло пошатнуть её скандальное «разукрашивание», и на то были не только эстетические, но и политические причины. После Катрмера репрезентацией «оригинальной»  древнегреческой скульптуры занялись викторианские художники: на картине сэра Лоуренса Альма-Тадемы «Фидий и Фриз Парфенона» (1868−1869) изображен греческий скульптор, проводивший для Перикла и других важных афинских деятелей экскурсию по скульптурам Парфенона, расписанным в густых кремовых и охровых тонах.


«Фидий и Фриз Парфенона»


Финальную точку в вопросе поставил немецкий археолог Винсент Бринкманн. Вместе с группой исследователей с помощью современных методов изучения они смогли доказать, что античная скульптура не просто имела цвет, но и была очень яркой, эта красочность несла свою культурную ценность. Каким образом им это удалось? Учёные «раскрашивали» скульптуру используя технику Raking Light, принцип её работы заключается в освещении поверхности скульптуры лучом инфракрасного или ультрафиолетового спектра, направленного практически параллельно поверхности. После проведения исследования было выяснено не только, что скульптура имела цвет, но и какой краской пользовались древние скульпторы. Бринкманн провёл более двух десятилетий в попытках доказать полихромию античной скульптуры, теперь результаты его работы можно увидеть в экспонатах выставки «Gods in Color».

Теника Raking Light


Экспонат «Gods in color» «Август из Прима-Порта»


Можно лишь фантазировать, как выглядели бы современное искусство и мир, если бы цвет античных скульптур не был утрачен много лет назад. Ушли ли бы творцы от канонических белоснежных тонов или низвергли бы древнегреческую культуру? Эти вопросы можно оставить для размышления. Но интересно то, как современные люди относятся к новому восприятию античного искусства. Научно доказанное открытие цвета древних скульптур до сих пор не вписывается в общее представление о грациозном минимализме и сияющей чистоте, воспитывающемся в обществе многие поколения. Вызвано ли это случайностью, сложившимися обстоятельствами или раскованная «пёстрость» действительно варварски повлияла бы на развитие искусства?
Сложно сказать, что именно удерживает  нас от принятия красочности античного искусства сейчас, но можно выдвинуть предположения, почему, несмотря на многочисленные попытки и явные доказательства, это скрывалось и игнорировалось учеными прошлого. По мнению Марка Аббе (профессора древнего искусства в Университете Джорджии), укоренение белизны в античном искусстве связано не только с бездоказательностью обратного в те времена, но и с выгодой, которую давал этот факт. Она предполагает возведение белого в ранг привилегированного, возвышенного не только в рамках искусства, но и в культурном, этническом и расовом аспектах. Профессор истории Сара Бонд уверена, что подобное утверждение верно и для современных людей. Продолжая верить и нести в массы идеи монохромности античных скульптур, мы продолжаем поддерживать элитарность и избранность «западного» искусства над остальными, что порождает шовинистские настроения.
Сломы привычных порядков всегда сложно и тяжело происходят для  человека, отрицание очевидного и неизбежного сопровождает нас всю историю. Но стоит ли оно того? Сможем ли мы научиться признавать новое и отказываться от разрушаемого им старого?
Статьи Искусство