Максим Фортуна в спектакле «Пушкин. В поисках любви» © Фото: Софья Шмойлова
Пушкин — это наше все! Это знаменитое выражение принадлежит литературному критику Аполлону Григорьеву. Заслуженная артистка РФ и театральный режиссер Марина Могилевская считает, что люди, произнося эту фразу, не до конца осознают ее смысл. Да и вообще Пушкин у каждого свой. Для одних он бунтарь, непримиримый борец с самодержавием, автор строк «товарищ верь: взойдет она, звезда пленительного счастья». Для других — близкий к царю интеллектуал, далекий от революционных процессов. Это же касается и характера поэта. Многие современники отмечали, что в нем уживались застенчивость с тщеславием, а спокойствие с азартом. Именно с обсуждения того, кем был Александр Сергеевич, начинается новый спектакль Марины Могилевской. «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили» — произносит одна из второстепенных героинь на сцене. Другой персонаж замечает, что она лишь вторит Цветаевой, а своего мнения не имеет. Вскоре зритель понимает, что попал на судебное заседание, формальным поводом которого является запрещенная в Российской Империи дуэль, а реальным — вся жизнь поэта.
Пушкин — это наше все! Это знаменитое выражение принадлежит литературному критику Аполлону Григорьеву. Заслуженная артистка РФ и театральный режиссер Марина Могилевская считает, что люди, произнося эту фразу, не до конца осознают ее смысл. Да и вообще Пушкин у каждого свой. Для одних он бунтарь, непримиримый борец с самодержавием, автор строк «товарищ верь: взойдет она, звезда пленительного счастья». Для других — близкий к царю интеллектуал, далекий от революционных процессов. Это же касается и характера поэта. Многие современники отмечали, что в нем уживались застенчивость с тщеславием, а спокойствие с азартом. Именно с обсуждения того, кем был Александр Сергеевич, начинается новый спектакль Марины Могилевской. «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили» — произносит одна из второстепенных героинь на сцене. Другой персонаж замечает, что она лишь вторит Цветаевой, а своего мнения не имеет. Вскоре зритель понимает, что попал на судебное заседание, формальным поводом которого является запрещенная в Российской Империи дуэль, а реальным — вся жизнь поэта.

Денис Смолкин, Георгий Краснов, Сергей Чулаков, Ксения Задорина и Анфиса Ефимова в спектакле «Пушкин. В поисках любви» © Фото: Софья Шмойлова
Затем на сцене появляется Пушкин в узнаваемых бакенбардах (хотя отрастил он их, лишь пребывая в ссылке в Михайловском) и начинает управлять присяжными и даже судьями, отправляя тех в пляс, словно дирижер с тростью вместо палочки. Неподражаемый Максим Фортуна в образе гения русской литературы — главное украшение спектакля. Актеру удалось передать всю двойственность и неоднозначность реального поэта, показать то, каким его видели друзья и современники. Собственно, последние как раз и выступают в качестве не явившихся на трибунал свидетелей, а их показания приобщены к делу. На протяжении полутора часов Пушкину приходится отвечать на выпады со стороны обвинителей. Сложно сказать, чего в здешнем Александре Сергеевиче больше — горделивого нарциссизма, мятежного духа, пронзительного отчаяния или искренней любви. Это не тот случай, когда всего понемногу — тут этого всего с лихвой. Одним словом, самородок: талант, равных коему не было и, видимо, уже не будет. Суд то и дело прерывается монологами истца, в которых общеизвестные стихотворения играют новыми красками, благодаря созданному контексту. Взгляд Максима в этих сценах практически всегда обращен в зал, отчего каждый из этих эпизодов ощущается как проникновенная исповедь.

Максим Фортуна в спектакле «Пушкин. В поисках любви» © Фото: Софья Шмойлова
Немало времени уделено и роковой дуэли с Дантесом (Григорий Кетов). К слову, это единственный реальный персонаж, не считая самого Пушкина, который есть на сцене. Он присутствует в истории с самого начала, но выполняет роль грозного и безмолвного предзнаменования гибели поэта. Режиссер Марина Могилевская, по ее же словам, сама была удивлена, когда узнала, сколько существует малоизвестных фактов и обстоятельств, о которых не говорят. Все знают, что Дантес стрелялся с Пушкиным из-за томных взглядов и намеков, которые первый допускал в сторону жены второго. О том, что же (с большей долей вероятности) было реальной причиной ухаживаний за Натальей Николаевной, известно мало. Сам поэт и его друзья были уверенны, что это была сознательная провокация против его семьи с целью… впрочем, не хочется раскрывать всех карт. По сути спектакль представляет собой масштабное биографическое исследование личности классика, а «страшный суд на смертной одре» служит лишь красивой метафорой. Качество проведенной работы с источниками не может не восхищать! Но еще больше поражает тот факт, что постановка получилось невероятно захватывающей и энергичной. Это не скучная лекция по пушкиноведению, а страстный, под стать главному герою, экскурс в жизнь великого поэта. Со всей уверенностью заявляем вам, что во время просмотра вы испытаете весь спектр эмоций!
Репортаж доступен по ссылке: https://vk.com/video-214621786_456239029
Материал подготовил
Никита Маргаев
Репортаж доступен по ссылке: https://vk.com/video-214621786_456239029
Материал подготовил
Никита Маргаев