Памяти
Валентина Тернявского
Валентин Тернявский
Заслуженный деятель искусств РФ
Пианист, композитор, музыковед, журналист, деятель советского и российского радио и телевидения.

(16.12.1933 - 27.06.2021)
В конце июня, а точнее 29-го июня, по ТВ Россия-Культура прошел фильм «На волне моей памяти». Главный герой, он же и рассказчик –Валентин Тернявский. Светлый, остроумный, с богатым багажом ярких встреч, именитых друзей. Чувствуется, что ведущий просто захлебывается желанием поделиться счастьем своей телевизионной судьбы! Это и встречи с самыми яркими музыкантами! Это и порою почти детективные сюжеты из жизни великих музыкантов-классиков! Это и «планов громадье» на ближайшее будущее!… Но вот именно этого будущего уже не получится. Как сказал его друг еще с детских лет учебы в ЦМШ композитор Родион Щедрин: «Он ушел на взлете своей творческой жизни!» Музыкант, сценарист, телеведущий! Валентин Тернявский…

Деликатность и мягкость- главные черты его характера – в жизни. Твердость, жёсткость, настойчивость - в работе. Два Диплома Московской консерватории ( пианист, класс профессора А.Б.Гольденвейзера, музыковед и неоконченный курс по композиции) не всегда доказательства профессионализма. А вот выступления как солирующего пианиста с симфоническими оркестрами (среди которых- с самим Светлановым!), собственные фортепианные импровизации и вечный восторг и поклонение Великой Музыке, её созидателям и исполнителям – это и есть его главный Диплом Жизни. Более ста фильмов о музыке и музыкантах оставил нам в наследство Валентин Григорьевич. В конце августа по ТВ Россия-Культура прошел фестиваль фильмов В.Тернявского. Ему было 86 лет. Но как не совпадали эти календарные цифры с его зажигательной юношеской энергией!

Элегантный, подтянутый, всегда следящий за всеми музыкальными событиями, несколько наивный в быту, верный, любящий друзей.
Таким остался он в памяти тех, с кем встречался на своих жизненных перекрёстках.

«Скупимся на любовь, скупимся!» – пела Алла Пугачёва.

Мы всегда сокрушаемся вслед: не успели вовремя сказать доброе слово, не сумели поддержать успех, не договорили… Вот перед вами искренние признания друзей детства Родиона Щедрина и Эдуарда Грача; «оперившихся» птенцов гнезда профессора С.Л.Доренского, тоже друга ещё по ЦМШ, его телевизионных коллег по работе, музыкантов, артистов…
Памяти В.Г. Тернявского

Бесценны вы – осколки поколенья,
Продлившие собой 20 век,
Чей путь -пример высокого стремленья,
Когда призваньем движим человек.

Талантливые, умные, живые,
В пылу свободы мысли и мечты,
Вы делали ошибки роковые
В сраженьях с порожденьем пустоты.

Тая в себе породу и культуру,
Ваш беспокойный и мятежный дух,
Являл неординарную натуру
И будоражил оскуделый слух.

Не собирая ни сребра, ни злата,
Да и иных сокровищ на земле,
Вы жили вдохновенно, небогато,
Горящей нитью в тонком фитиле.

И принципам своим не изменяя,
Ни разу не теряли вы лица,
А шли по жизни, веру сохраняя
До самого последнего конца.

На душном и состаренном рассвете
Я просыпаюсь с мыслью: казнь была!
Поплакав от бессилия, как дети,
Берусь за бесполезные дела…

И.Н. Сухолет
Ректор Института Современного Искусства
Михаил Швыдкой
Один из основателей телеканала Культура,
Спец. Представитель Президента РФ по
Международному культурному сотрудничеству
Когда создавали телеканал Культура, это был 1997 год, естественно, первым человеком, которому я позвонил, когда я думал о том, что нам надо создать музыкальное направление нового телеканала, был Валентин Григорьевич Тернявский. Таких музыкантов, таких людей, которые так глубоко бы знали музыку, немного, поверьте. Потому что он и сам мог сесть к инструменту и сыграть любое самое сложное сочинение. От Баха до Оффенбаха. И у него был огромный опыт работы на телевидении. И когда уже была выработана основная линия музыкального телевещания, Валентин Григорьевич вдруг решил уйти с поста руководителя. Я его отговаривал. Но он сказал, что хочет заниматься творческой работой.. И как он оказался прав! Сегодня в золотом фонде архива телеканала Культура более ста фильмов Тернявского! И во многих мы видим его исполняющим собственные фортепианные импровизации.
Он был настоящим Рыцарем Музыки!
Алла Пугачева
Народная артистка СССР
О Валентине Тернявском говорить мне очень легко и приятно. Трудно, конечно, осознать, что его больше нет с нами. В моей душе он останется как Интеллигент с большой буквы. Человек, отличающийся глубокой внутренней культурой. И самостоятельным мышлением. Талантливый человек талантлив во всем .Это тоже о нем, о Валентине Григорьевиче. Чем бы он ни занимался, он это делал , вдумчиво, прекрасно. Он был и журналистом, и композитором, и пианистом, редактором, телеведущим. Он зачастую преуменьшал свои заслуги и свой вклад в творческие начинания, чтобы подчеркнуть талант других, которыми он искренне восхищался.

Для всех, ценивших его, он будет всегда жив в сердечных воспоминаниях. Скромный, интеллигентный, милый друг.
Лора Квинт
Композитор,
Заслуженный деятель искусств РФ
Я благодарна судьбе за то, что она мне подарила дружбу с выдающимся музыкантом, журналистом, просветителем Валентином Григорьевичем Тернявским.
Много лет у нас была традиция: я показывала Валентину Григорьевичу и Людочке свои сочинения задолго до того, как они выходили в эфир и на сцены театральных и концертных залов. Боже! С каким трепетом я ожидала их вердикт! Всем было известно, что никакие теплые, дружеские отношения не могли заставить Валентина Григорьевича публично выражать свой восторг, если он этого не чувствует или если он так не считает. Зная, что самые великие музыканты были героями его фильмов, мне показалось чудом, что сам Тернявский дал не только высокую оценку «Страстям по корриде», с которыми он ознакомился еще в клавире, но и согласился выступить со вступительным словом перед началом моего творческого вечера! Теперь при каждым исполнением «Страстей по корриде», во время трех прощальных ударов колокола, символизирующих душу художника, удаляющуюся в вечность, я всегда буду думать не только о Евгении Александровиче Евтушенко, но и вспоминать с благодарностью о моем дорогом, выдающемся друге - Валентине Григорьевиче Тернявском. Светлая память…
ПЕРЕСМАТРИВАЯ ЗАНОВО или РУССКИЙ СТИЛЬ
У моего коллеги по «Взгляду» и друга по жизни Александра Политковского день не задался с утра. Поругавшись с женой Аней из-за неправильного, как ему казалось, воспитания детей и неправильного же воспитания пса, он решил выплеснуть свое неудовольствие на ничего не подозревающих, Людмилу Дубовцеву и Валентина Тернявского. И едва мы перешагнули порог их гостеприимного дома (что был за повод для встречи и застолья сейчас и не вспомню), Саша «включил звезду»: ему все не нравилось-водка была теплая, салаты не так нарезаны, курица пожарена без корочки, ну и «ваще» ... Хозяйка была в отчаянии. Все шло к скандалу. И тут Валентин Григорьевич резко поднялся из-за стола, сел к роялю и заиграл…И случилось чудо. Уже через несколько минут и я, и недовольный Политковский, да и сама Людмила, оказались в каком-то другом измерении, другом мире, где нет ссор, но есть страсти, где нет обид, но есть отстаивание своих принципов, где нет зла, а есть очевидное, все побеждающее добро…А еще есть в создаваемом Тернявским музыкальном мире осуществление всех самых заветных желаний. Валентин Григорьевич своей музыкой делал за роялем то, что творил добрый волшебник в «Золушке» - делал людей счастливыми!

Сколько же раз мне не хватало Валентина Тернявского и его удивительного дара в повседневной работе. Да в том же «Взгляде», когда 200миллионная аудитория кто с ужасом, кто с наслаждением, наблюдали за тем, как аргументы в споре наших гостей кончались, эмоции зашкаливали и вполне интеллигентные люди, не смотря на прямой эфир, готовы были броситься друг на друга с кулаками. Но…Тогда не существовало еще закона о СМИ, а в профессиональной телевизионной жизни на ЦТ действовали не написанные, но жесткие этические ограничения-никогда не звать в эфир близких друзей. Это было сродни «использованию служебного положения в личных целях» и считалось неприличным. А к тому времени и Валентин Тернявский, и его жена-великолепный радио -журналист «Маяка», «золотой голос России», как ее называли, Людмила Дубовцева, стали одними из самых близких друзей нашей семьи. В итоге, так мы не встретились в эфире с этой удивительной парой суперпрофессионалов, чего никогда себе не прощу…

И тем не менее, Валентин Тернявский остался у меня не только в памяти. В конце 80-х у меня появилась своя, полупрофессиональная камера, вместе с которой мы, уже после закрытия «Взгляда», объехали практически всю страну, побывали на многих войнах, сделали сотни и сотни репортажей, очерков, передач. Все это «наследие» сегодня можно найти в интернете, набрав в любом поисковике «Владимир Мукусев YOU TUBE». Есть там несколько материалов, где главные герои-Валентин Тернявский и его музыка. Но Господи, как же непростительно мало я его снимал! Да разве только я .Например, на вечере в ЦДРИ, который сам Тернявский обозначил как «отчет о своей работе за последние 55 лет(!)» с камерой был я один! А вечер тот был великолепен. И не только потому, что его участники могли увидеть новую работу ВГ (как называли Валенинтина Тернявского его друзья) которую они сделали вместе со своим постоянным партнером и коллегой, замечательным режиссером Андреем Тортестеном и назвали «Что наша жизнь». Что поразило-два человека, посвятившие жизнь музыке, искусству, по большому счету-Культуре, провели и сделали полноценное, абсолютно профессиональное, настоящее журналистское расследование. При этом в основе не было ни преступлений власти, ни коррупции, ни бандитов-традиционного репортерско-расследовательского меню. А была «Пиковая Дама» Пушкина и Чайковского! И еще. Как же точно Тернявский сформулировал главный вопрос о войне, разделяющий и сегодня, спустя 76 лет после ее окончания победителей фашизма. Вот что он говорил тогда: «Мы стояли на берегу Буга-он очень узенький там. Метров 20-30-ть чистой, теплой, ласковой воды. На одном берегу-Брестская крепость. Сейчас развалины, памятник. А на другом-лесок. Довольно редкий, где в июне 41-го, между 15и 21июня были сосредоточены 100 немецких дивизий. В каждой 18 тысяч человек. То есть у самой границы с СССР была сосредоточена группировка войск в1 миллион 800 тысяч. Армада! КАК ЕЕ МОЖНО БЫЛО НЕ ЗАМЕТИТЬ?..» .Не поленитесь! Найдите этот материал в моем ютубуском канале! Вы будете потрясены тем, КАК и ЧТО Тернявский рассказывает о Блокаде Ленинграда, О Сталинграде, о посещении рейхстага. Конечно, все его впечатления есть в фильме. Но на вечере все свои рассказы ВГ иллюстрировал музыкальными фрагментами. И с залом происходило то, о чем я писал в начале-мы оказывались в удивительном и иногда жутком, но всегда прекрасном МИРЕ ТЕРНЯВСКОГО. А как он играл легендарную листовскую «Землянку» у нас дома. Там, где жил и творил ее автор Константин Листов. Вроде бы простая, берущая за душу, мелодия, волшебными руками Валентина Тернявского превращалась в настоящее симфонически-огромное прекрасное полифоническое произведение.

В марте 97-го года Валентин Тернявский пригласил нас в дом-музей Скрябина. Было полное ощущение, что он собрал нас в доме не просто хорошо знакомого ему человека, а очень близкого друга и учителя. И конечно было много музыки. И были прекрасные гости-и Андрей Вознесенский, и Эдуард Грач, и Андрей Торстенсен. А завершил вечер многолетний друг всех нас, и конечно Валентина Григорьевича-блестящий композитор, джазовый музыкант и организатор многочисленных музыкальных фестивалей и конкурсов Юрий Саульский. Именно он напомнил нам о юбилее Тернявского. И под тем, что он сказал, я думаю подписались бы сегодня все, кто считал и считает ВГ своим другом. А учитывая, что Юрия Сергеевича Саульского уже много лет нет с нами, стоит напомнить, что он тогда сказал.

Ю.Саульский: «Для меня Валентин Григорьевич Тернявский, Валя Тернявский, как я имею право его называть, поскольку наша дружба началась еще в студенческие годы-это удивительный и очень талантливый музыкант, очень тонкий человек, настоящий интеллигент.

Валя удивительно нежный друг. Это человек бесконечно преданный своим друзьям. Я всегда хочу ему позвонить и поделиться и радостью, и горестью. Он всегда рядом. Вместе с Людой они всегда рядом с друзьями.

Валя один из немногих, кто старается сохранить пусть старомодное, но очень трогательное отношение к великому искусству. Валя прекрасно понимает ценность той или иной личности. Того или иного явления в искусстве. Работая на ТВ, он сумел противопоставить свою позицию всему тому, что ему навязывали. Валя всегда оставался принципиальным. И страдал, кстати, немало от своей принципиальности.

Поэтому, дорогой Валя! Я повторяю. Ты умеешь дружить. И ты продолжаешь мыслить как музыкант! И слава Богу, что телевидение иногда дает тебе возможность выплеснуть на экран свое кредо, свое тонкое понимание искусства. И делаешь ты это для людей, которые дарят тебе за это свою любовь.

Спасибо тебе, что ты у нас есть! .»
Владимир Мукусев
Журналист, лауреат премии Американской академии
телевизионных наук и искусств «Эмми»
Ну и закончить я бы хотел маленькой, но удивительной историей. Дни рождения своих друзей я часто использовал для съемок своих программ. Так, для цикла «Взгляд из Нижнего», я пришел с камерой на день рождения композитора Лоры Квинт. Тему программы я определил так «Что такое «Русский стиль?». Вместо ответа Валентин Тернявский подошел к роялю и заиграл Рахманинова.
А закончив играть, сказал: «Это 3-я симфония. Рахманинов написал ее в Америке, где он жил последние годы.
И, наверное, думал о смерти и своей родине. Вот это музыка и есть Россия, бескрайняя, босая, голая, но потрясающе красивая. Вот это и есть «Русский стиль»…
Игорь Пилиев
Заместитель директора Филиала ВГТРК – директор дирекции информационных программ ГТРК «Культура»
С большой теплотой вспоминаю этого интересного и необычайно глубокого человека, с которым мне посчастливилось сотрудничать и общаться на телеканале «Культура». Являясь по образованию музыкантом – замечательным пианистом и пытливым исследователем музыкального искусства, – он проявил себя как профессионал высочайшего уровня в разных областях: как автор и ведущий, журналист и сценарист передач о культуре, а также документальных фильмов о музыке и музыкантах.

Всю свою жизнь Валентин Григорьевич отдал отечественному телевидению, и, наверное, нам ещё только предстоит открыть эту яркую личность, просматривая оставленное им творческое наследие. Пожалуй, самым уникальным является то, что со многими легендарными героями своих передач Валентин Григорьевич был знаком лично, а с некоторыми его связывала длительная дружба, – именно поэтому все «увиденное», «услышанное» и «узнанное» претворилось в настоящее искусство, даже названия авторских фильмов Тернявского говорят сами за себя – «Неукротимый Гилельс», «Мой Шостакович», «Уроки мастера. Сергей Доренский», «Круговорот жизни». Эдуард Грач», «Королевский гамбит Николая Луганского», «Страсти по Щедрину»…

Деятельность людей такого уровня является особой главой в великой истории отечественного телевидения.
Олег Мурин
Начальник службы планирования программ
Программной дирекции телеканала «Россия-Культура»
Имя Валентина Григорьевича Тернявского я впервые услышал в 1999 году, когда меня попросили забрать для него пригласительные билеты на церемонию вручения ТЭФИ. В то время он работал руководителем отдела музыкальных программ Телеканала «Культура». Валентин Григорьевич всегда был для меня образцом телевизионного руководителя: энергичный, эрудированный, внимательный, вежливый. Но тесно общаться с ним я начал только в последние несколько лет, когда возглавил Программную дирекцию.

За годы работы на Телеканале Валентином Григорьевичем было создано большое количество программ, имевших безоговорочный зрительский успех и каждый раз, когда программа планировалась к эфиру, он радовался этому событию как ребенок.

Это был интеллигентнейший человек с огромным количеством идей, многие из которых нашли воплощение в эфире нашего канала.

В пандемийный год мы очень часто созванивались, обсуждая постановку того или иного его проекта в программную сетку. Последний раз это было незадолго до его госпитализации. Мы говорили о повторном эфире трилогии «Тайна скрипичной души», которая будет показана в августе, но уже, к сожалению, без Валентина Григорьевича.
Екатерина Мечетина
Пианистка,
Заслуженная артистка РФ
Валентин Григорьевич Тернявский в моих глазах прежде всего - необыкновенно добрый, светлый и тёплый человек. А уже потом музыкант, профессионал высокого класса, журналист, критик и так далее, можно долго перечислять все ипостаси его многогранного дара.

И его человеческий дар любви и доброты освещал все, к чему он имел отношение, всю его деятельность. Взять, для примера, его изумительные программы на телевидении, посвящённые его друзьям детства и юности - Родиону Константиновичу Щедрину, Сергею Леонидовичу Доренскому. Никто другой не смог бы рассказать об этих замечательных людях так, как видел их Валентин Григорьевич - то был взгляд друга, соратника, единомышленника, наполненный любовью и уважением к герою передачи, и вся интонация программы была такова, что зритель, даже незнакомый с деятельностью героя, сразу попадал под обаяние не только его собственной личности, но и дара рассказчика…

Ещё мне очень хочется вспомнить о многолетней деятельности Валентина Григорьевича в детском телевизионном конкурсе «Щелкунчик». Он был одним из создателей, основателей этого необычного детского смотра талантов. В ситуации с маленькими музыкантами всегда нужна особая деликатность и бережность к их чувствам, к росткам их индивидуальности и мастерства.

И вот, вспоминаю, как эталонный, подход Валентина Григорьевича к судейству на этом конкурсе. В ситуации, когда требуется одновременно быть высоким профессионалом и эмоционально сочувствующим человеком, В.Г. всегда находил этот самый верный баланс, и никто не слышал от него ни разу ни обидного, ранящего на годы вперёд, слова, ни компромисса со своей художественной совестью. Как ему это удавалось? Да ведь просто он был сама доброта…
Денис Мацуев
Пианист,
Народный артист РФ
Несмотря на то, что мы не так часто виделись, но такое ощущение, что мы были очень близкими людьми. Близкими по духу. Несмотря на разницу в возрасте, я этой разницы вообще не замечал. И мы все скорбим . И вся моя семья, которая обожала Валентина Григорьевича. Очень близкий человек ушел. Безумно сложно говорить о нем в прошедшем времени. Потому что осознание этого никогда не произойдет . Это уж точно.
Никогда не забуду первого нашего визуального знакомства, когда Валентин Григорьевич вышел на сцену со Светлановым . Светланов был в желтом пиджаке. Валентин Григорьевич играл Гершвина «Рапсодию в стиле Блюз». Настолько меня это тогда поразило необычной трактовкой , своим отношением. Сразу видно, что у этого человека помимо блестящего владения фортепиано был и композиторский дар Не забуду его транскрипцию на вторую часть Пятой симфонии Чайковского, которую он играл в ЦМШ на каком-то концерте. Я там тоже был.. Это настолько запало мне в душу: и его прикосновение к инструменту, и его отношение к этой музыке. Как будто он соавтор этого произведения. Я был просто поражён и Рапсодией в стиле блюз Гершвина , да любого произведения, к которому он прикасался. Это всегда было свое особое отношение. Это было сыграно по-Тернявски, если так можно сказать. На мой взгляд каким-то образом мы сроднились, когда был конкурс Чайковского, 1998 год, когда Валентин Григорьевич вёл дневники, всегда со своим профессиональным анализом, захватывающе интересно Тогда не было интернета, и единственный луч света это были такие выпуски- Дневники конкурса имени Чайковского. Это были яркие дни. Они были для меня счастливыми. И он меня тогда почему-то сравнил с Гилельсом. Я был польщён столь высокой оценкой. Тогда даже подумать не мог, как всё сложится и получилось, что Валентин Григорьевич как-то уверенно предсказал мне моё будущее , так поверив в меня. Я, да, думаю, и многие, старались не пропустить эти выпуски. Сейчас такого нет. Такие броские эссе, анализы, прогнозы свои собственные по поводу того, что было услышано.

Оторваться от этого было невозможно.

И потом мы много раз встречались на концертах. Какие он делал замечательные фильмы на Культуре! Со своим отношением. Никогда не забуду фильм «С ноты РЕ» про мой любимый Третий концерт Рахманинова. Да и другие фантастические передачи. Про ЦМШ, например. Мне тоже посчастливилось в нем участвовать. Я уверен, что всё настоящее проходит в импровизации. Спонтанность, она нужна везде: на сцене, в жизни на репетициях, на съёмках.И это было одной из главных особенностей всего, что делал Валентин Григорьвич. Помню, как мы говорили про ЦМШ, про великих ЦМШовцев разных времен, коим является и Валентин Григорьевич, и импровизировали на тему «Школьного вальса» Дунаевского…

К сожалению, мы общались, не так часто, как хотелось бы, потому что хотелось больше почерпнуть профессиональных, исторических фактов у человека, который обладал помимо всего ещё и потрясающим обаянием языка руского, настоящего. И такой был у него колкий юмор, смысл которого он зашифровывал между строк, а мы все прекрасно понимали.

Конечно, это огромная утрата для всей нашей культуры. Для музыкального цеха, для телевизионного. Я думаю, что те фильмы, которые оставил нам Валентин Григорьевич, уже сейчас являются настоящей антологией музыкального искусства страны. Я бы даже сказал, Антологией Мирового телевидения, Мировой музыкальной культуры! Мы, конечно, всегда будем вспоминать этого человека со светлой памятью.
Родион Щедрин

Композитор, Народный артист СССР,
Лауреат Государственных Премий СССР и РФ

Я считаю, что наш мир, российский музыкальный мир оскудел, потеряв Валентина Григорьевича Тернявского: яркую, значительную, интереснейшую, своеобычную фигуру в нашей музыкальной жизни. Этот ковид сразил и его. Бесконечно обидно, жалко, что уходят уже последние такие столпы, на которых наша музыкальная жизнь держалась прочно и долго.

Ну, он был очень разносторонним музыкантом. Он был превосходным пианистом. Кончил консерваторию как пианист у Гольденвейзера. Он был не просто хорошим пианистом, он был концертирующим пианистом, выступал с оркестрами. И камерные его исполнения запомнились очень. Конечно, я помню его концерты с Евгением Федоровичем Светлановым, где он играл Гершвина. А потом так замечательно импровизировал «на бис». А потом помню его исполнение Скрябинских сочинений в музее Скрябина.. Причем, он всегда мог подойти к роялю и сыграть то, о чем говорилось в этот момент им или кем-то другим. Был прекрасный импровизатор.
Он был безусловный просветитель, прекрасный рассказчик, повествователь. И я его всегда определял для себя и для музыкантов, кто был рядом, как летописца всего того нашего времени. Так что человек был очень интеллектуальный, эрудированный, очень верный в дружеских отношениях. Для меня эта потеря особенно горька. Потому что Валентин Григорьевич был тот человек, с которым мы вместе шли
в жизни. Ну, иногда сближаясь, иногда отдаляясь в силу разных причин географических или увлеченностей разных. Но мы были знакомы с 1943 года. .с тех лет учебы в ЦМШ, которую он успешно закончил, а я, в силу ряда причин личностного характера, перешел в хоровое училище имени Свешникова. Так что здесь наши пути ученические разошлись. Но интересно, что мы оба держали экзамен в 1941 году в ЦМШ, не зная друг друга. У нас вообще была такая символическая схожесть наших цифр. Например, мы родились оба 16 декабря. Только он в 33 году, а я
в 32. Значит, мы были знакомы друг с другом, величая друг друга по имени: Валя, Родик- 78 лет! Это, конечно, целая длинная человеческая жизнь. А, если принять во внимание этот год 41-ый, то вообще знакомы уже 80 лет. Мы общались, оказывается, на этом приемном экзамене.
И я был принят, и он в июне 41 года. А дальше нас уже война в разные места отправила. Но я хочу еще раз сказать, что он так много сделал, будучи летописцем вот этих всех музыкальных событий. Причем, он был очень разносторонний. Он был одинаково увлечен и классикой, и джазовой музыкой и эстрадной. Его знакомства простирались очень широко. Вот эта галерея фильмов, созданных им, вот этот сериал «Музыка мира и войны», которые сравнительно недавно прошли по телеканалу Культура , как бы предвидя этот печальный уход его из жизни, как бы подвели итог того, что он сделал. А сделал он огромное количество более ста, по-моему. Он делал и по нескольку фильмов. Об одном и том же герое. Он делал фильм о Шостаковиче, и не один. О Рахманиновенесколько, о Чайковском ,кончая фильмами о Раймонде Паулсе, Оскаре Фельцмане.. и т.д. То-есть, вот в этом его широта и объективность взглядов. К примеру, он делал фильмы о Гилельсе и о Рихтере. То-есть, это два, в какой-то степени антипода. И ему как-то удалось их примирить в глазах их почитателей.

Потеря, очень большая потеря. Я понимаю, что все мы невечны на нашей земле, всем нам предстоит рано или поздно уйти. Но мне кажется, что Валя. дорогой мой Валентин Григорьевич, еще был в расцвете своих интеллектуальных возможностей, что это преждевременный его уход Хочу его помянуть. Светлая ему память Его фильмы, которые с каждым годом будут приобретать все большую ценность, потому что они уже становятся летописью и историей музыкальной жизни нашей страны, будут все больше интересны, раритетны.

Мой дорогой друг, Валентин Григорьевич, Царство тебе небесное!
Эдуард Грач
Скрипач, дирижёр,
Народный артист СССР
Больно! Очень больно осознание этой трагедии, что больше нет с нами моего друга Вали, Валентина Григорьевича Тернявского…

Мелькают в памяти кадры Нашей жизни.
….ЦМШ. Я наказан за что-то , поэтому сижу в классе и с завистью смотрю в окно на гоняющих во дворе мяч футболистов. Среди них маленький, юркий и очень ловкий Валя Тернявский. Он младше меня на три класса, но мы, старшие, уважаем его как умелого футболиста.

….Речной круиз по Волге. Неожиданная встреча на корабле через много лет (у каждого из нас ведь своя жизнь!) с Валей Тернявским. Тут же за разговорами у нас сложился дуэт. И уже вечером мы вместе играем на импровизированном концерте пьесу Керна «Дым». Заработали бурные аплодисменты, даже «бисировали». Вдохновились успехом так, что сыграли эту пьесу и на сцене Большого Зала Консерватории с моим камерным оркестром «Московия»

…Съемки Валиного телефильма «Круговорот жизни. Эдуард Грач». С удивлением вижу, что Валя знает меня, мою творческую жизнь значительно лучше меня.

….Мой юбилейный вечер на сцене БЗК с оркестром «Московия». Валя приготовил мне сюрприз: свою фортепианную импровизацию на тему песни Дунаевского «Каким ты был», умело соединив ее с Шахерезадой Римского-Корсакова. И ведь отрепетировал с «Московией» тайком от меня!

…Трансляция по телевизору футбольного матча Динамо-Спартак. Я динамовец со стажем, Валя –заядлый спартаковец, Гол забивает Динамо. Звоню Вале с ехидным торжеством. Но вот ситуация на поле меняется и уже Валя перезванивает мне ликуя!

…Страшно представить, что этого больше не будет: ни ночных наших телефонных звонков со всеми успехами и негативами прошедшего дня. Ни встреч в моем консерваторском классе, куда он любил иногда заглядывать. Его знали все мои ученики. А Никиту Борисоглебского Валентин Григорьевич даже успешно возил на детский конкурс Евровидения классической музыки….

Страшная утрата для меня. Я потерял близкого друга. Наша семья осиротела. Да, думаю, весь наш музыкальный мир осиротел!...

Раймонд Паулс
Композитор, Народный артист СССР
Для меня Валя всегда был таким эталоном вкуса.

Я всегда с очень большим вниманием слушал именно его отзывы о том, что я там написал, что я играю. Он имел прекрасное музыкальное образование. Консерватория Московская. Он великолепно разбирался в классической музыке и (такое не часто бывает с консерваторцами),
с уважением относился к тому жанру, которым я к тому времени занимался. Благодаря ему я вышел на таких гигантов поэзии, как Андрей Вознесенский, Илья Резник. Евгений Евтушенко. Было создано столько песен! Да! Я в какой-то беседе назвал его, шутя, конечно, одним из последних русских интеллигентов на телевидении. И , это было именно так: просто приятно было быть с ним вместе, говорить о музыкальных новинках в самых разных музыкальных жанрах, причем,
он сразу же мог удачный мелодический момент наиграть на рояле
с удовольствием. Никогда не слышал от него ни одного дурного слова
в чей-то адрес. А как он «заводился», слушая мои джазовые импровизации или новинки детских песен! Я и в последнее время всегда посылал ему свои записи послушать, что я там наиграл, что мы напели. Хотя контакты с телевидением стали уже не те, но по-прежнему мне было важно услышать его мнение. Я слушал по телефону от него очень такие профессиональные замечания. . Было в нашей жизни
и много веселого. Это, конечно. встречи у Аллы Пугачевой. Столько смешных розыгрышей! И там порою в этих застольях появлялись новые песни с Ильей Резником. А как не вспомнить великолепного актера
и музыканта, я его очень уважал, Андрея Миронова. Ведь это ему принадлежит строчка «Полюбите пианиста, хоть он с виду неказистый». Дело было на даче. Было жарко. Я в своих затрапезных домашних штанах что-то наигрывал на рояле. И тут Андрей произнес эти строчки, ставшие стихами Вознесенского: «Полюбите пианиста, хоть он с виду неказистый».

В свое время мы, конечно, встречались в Юрмале. Тогда там собиралась вся творческая элита страны: концерты Эмиля Гилельса, лучшие симфонические оркестры, Мастера театра, кино. А потом В Юрмале
в советское время, создали такой конкурс, образ Сопота, молодых эстрадных исполнителей. И появились новые имена на эстраде: Родриго Фоминс, Александр Малинин, Валентина Легкоступова, Леонид Агутин…. И все они становились героями музыкальных передач телевидения. Не без участия Валентина Григорьевича. Сейчас этот конкурс переехал в Сочи « Новая волна». Так он теперь называется.
Я смотрел его по телевизору. И мы все время по телефону обменивались мнениями с Валей. И большей частью наши точки зрения совпадали. Часто в последнее время, когда мы разговаривали по телефону, у нас совпадали вот эти точки зрения на сегодняшний шоу бизнес, на песенный репертуар. Все изменилось. И должно измениться. Не все мы принимаем . Я острил: «Валя, мы теперь брюзжим по-стариковски». Но не был он стариком. У него было много творческих планов, он очень живо интересовался всеми музыкальными новинками. В разных жанрах.

Жаль, так жаль, что Вали нету. И не смогу я больше сыграть ему
по телефону что-то новое и услышать его всегда доброжелательное,
но очень объективное мнение. Очень жаль.
Сергей Винников
Продюсер, режиссер,
профессор Института современного искусства,
Заслуженный деятель искусств РФ
Многократно наши пути пересекались и в дальнейшем - на Российском телевидении, на телеканале «Культура» и очень скоро переросли из деловых в тёплые дружеские. Жизнь подарила мне возможность общения с Валентином Григорьевичем - умным, проницательным, ироничным и бесконечно добрым Человеком и Профессионалом. Спасибо! Светлая память!
С Валентином Григорьевичем Тернявским я познакомился более 30 лет назад. В то время он возглавлял музыкальную редакцию (Творческое объединение «Лад») на только что созданном Российском телевидении. Именно благодаря ему открывшийся в 1992 году Международный музыкальный фестиваль «Славянский базар» приобрёл столь широкое телевизионное освящение. Прямые трансляции всех главных фестивальных событий, ежедневные дневники, записи сольных концертов ведущих артистов и коллективов - его прямая заслуга. И как результат - огромная популярность фестиваля в мире, на сцене которого он блистательно выступил и в качестве музыканта вместе с легендарным Мишелем Леграном.

Валентина Григорьевича смело можно назвать одним из создателей Международного фестиваля искусств «Славянский базар».

Благодаря Валентину Григорьевичу состоялась трансляция ещё одной знаковой программы в моей жизни - 25-летие Государственного центрального концертного зала «Россия». Тогда на одной площадке удалось собрать весь цвет нашей эстрады - Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Анатолий Соловьяненко и Дмитро Гнатюк, Людмила Зыкина и Иосиф Кобзон, Хор им. М. Пятницкого и Ансамбль «Березка», Геннадий Хазанов и только что начавший свою карьеру Денис Мацуев…

Многократно наши пути пересекались и в дальнейшем - на Российском телевидении, на телеканале «Культура» и очень скоро переросли из деловых в тёплые дружеские. Жизнь подарила мне возможность общения с Валентином Григорьевичем - умным, проницательным, ироничным и бесконечно добрым Человеком и Профессионалом. Спасибо! Светлая память!
Екатерина Андроникова

Советник Дирекции цикловых и тематических программ
телеканала «Россия-Культура»

Валентин Григорьевич Тернявский. Не хочу думать об его уходе, хочу сохранить воспоминания, как отложенную реальность, к которой можно вернуться и договорить недосказанное.

Познакомились мы с ним много лет назад. Дело было еще в литературно-драматической редакции Центрального телевидения. В какой-то момент после реорганизации, а был это 1987 год, в редакцию были приглашены работать несколько достойных и профессиональных людей, фамилии которых прежде слышала, но знакома ни с кем не была. Не знаю, все ли пришли одновременно или по очереди. Не буду придумывать. Но однажды в коридоре 11 этажа Останкино, где находилась лит-драма, увидела интеллигентного и элегантного человека, очень доброжелательного, это ощущалось сразу, даже до знакомства. У кого-то спросила:

- А это кто?

- Валентин Григорьевич Тернявский!

Он был не просто автор, редактор, телевизионный журналист. Он был музыкант и знаток музыки. Когда у человека на телевидении есть еще первая профессия - это важно. У Тернявского была музыка, которую он знал, понимал и исполнял на фортепиано. А еще он умел рассказать о ней на телевидении.

В тот период в лит-драме возник видеоканал «Слово», многочасовой эфир которого включал в себя сюжеты о литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве. И когда в этом большом эфирном пространстве возникали материалы, подготовленные Валентином Тернявским и Андреем Торстенсеном, то это воспринималось как отдельное художественное произведение внутри большого телевизионного альманаха. Вообще в тот период в эфире Центрального телевидения стали возникать разные по форме программы, которые в каком-то смысле действительно явились новым «словом». Они были предтечей творческой свободы. Именно тогда стало возможным что-то пробовать, что-то предлагать, и это воспринималось с интересом. И вот меня пригласили в большую группу сотрудников редакции, которая делала видеоканал» Слово». Там мы и пересеклись с В.Г.Тернявским. Общение с ним было всегда содержательно и интересно. Он делился своими впечатлениями, проявлял интерес, в частности и к моей работе, и уже одно это вселяло уверенность. Общался на равных, никогда не проявляя своего превосходства.

Но хорошего много не бывает…Случилась еще одна реорганизация…

А потом мы встретились в 1991 году уже на Российском телевидении в творческом объединении «Лад». Это была редакция по литературе и искусству. На вновь созданном телевидении была поразительная творческая атмосфера, когда работа была не просто работа, но и удовольствие, но с техникой было очень сложно. Ее просто не хватало, - арендовали полупрофессиональные камеры и монтажные в удаленных районах Москвы. Но как было интересно!

Через некоторое время Валентин Григорьевич Тернявский стал главным редактором «Лада». Он был очень хороший руководитель. Валентин Григорьевич никогда не прекращал заниматься творческой работой, продолжал делать программы, но это ни в коей мере не мешало ему быть в курсе всего, что происходило в редакции. Он знал, кто что делает, отсматривал все программы, к нему можно было придти посоветоваться, обсудить, даже выразить несогласие, не боясь, что это отразится на профессиональных отношениях. Он умел слушать и слышать, он никогда не изображал из себя начальника, он им был, потому, что его понимание, знание, вкус, - вызывали доверие. Доверяли его исключительной порядочности и воспитанности. Я никогда не слышала, чтобы он повышал голос. К нему в кабинет мог зайти любой сотрудник, независимо от того, какую должность занимал. Не надо было сидеть в очередях по записи. Если он был занят или что-то смотрел, заходили позже. Он проявлял к коллегам не формальный, а искренний интерес. Он давал свободу выбора. Сколько благодаря нему и его решениям, удавалось сделать. Придешь к нему что-то пробурчишь неуверенно, даже не надеясь, что вопрос можно решить. Ну, например, идет Чеховский фестиваль. Приехал Петер Штайн. Привез «Вишневый сад». А еще Отомар Крейча тоже привез «Вишневый сад». А еще румынский режиссер Андрей Щербан тоже привез «Вишневый сад». И организаторы фестиваля разрешают снимать, но техники нет…

- Это же нельзя не снять, - говорил Валентин Григорьевич.

- А где же достать камеру? И еще на сегодня все операторы заняты...

Но он решал эти вопросы, и все получалось. И делали программу «Вишневый сад. Три версии», где было много сцен и интересных интервью.

Тернявский был щедрый на идеи человек. Иногда говорил:

- Катя, я бы с удовольствием сделал сам, но, к сожалению, времени нет. Сделайте Вы.

Так он обратил мое внимание на дирижера поразительного таланта Евгения Колобова. Я сразу не послушалась, но всегда помнила об этом совете. И потом много снимала Колобова и его театр.

Тернявскому были неведомы чувства ревности и недоброжелательности. Он отдавал много больше, чем получал взамен. Зато ему было ведомо чувство благодарности к своим учителям, сокурсникам, людям, которые в какой-то момент жизни оказались в поле его зрения, а он потом находил им место в своей душе на долгие годы.

Довелось мне бывать на чудесных праздниках, который Валентин Григорьевич и его прекрасная жена Люда (сама журналист, с которой любят работать многие очень известные люди) устраивали по поводу круглых дат Тернявского. Каких разных гостей из разных периодов его жизни можно было там встретить. Валентин Григорьевич не ждал, когда кто-то, преодолев смущение, что-то скажет в его адрес, потому что он сам начинал говорить. Не о себе, а о тех, кто пришел. Таким образом всех со всеми знакомил. И всем было хорошо. И потом все начинали говорить не потому, что надо сказать, а потому, что хочется.

В конце 1997 года наступило другое время – время телеканала «Культура». Возникло все неожиданно, быстро, без подготовки. И Тернявский по приглашению Михаила Ефимовича Швыдкого, который стоял у истоков создания канала и был его первым руководителем, возглавил музыкальное направление. Тернявский сразу придал масштаб музыкальным эфирным событиям. На экране появился конкурс Чайковского. Внимание привлекли участники, исполнение, характер соревнования, а не часто меняющаяся картинка. И уже тогда было понятно, что музыка станет очень важным действующим лицом телеканала «Культура».

Еще в самом начале существования канала, была организована съемка концерта на сцене Большого зала Консерватории, которым дирижировал Евгений Светланов, рапсодию Гершвина на рояле играл Валентин Тернявский, Лариса Долина и Александр Градский исполняли шлягеры ХХ века. По темпераменту и накалу это был запоминающийся концерт. Я и прежде знала, что Валентин Григорьевич музицирует, исполняет музыку любимых композиторов не только у себя дома, но и камерных концертных залах Москвы, но что он будет играть на большой сцене с большим оркестром, не имея постоянного опыта подобных выступлений, да еще вместе со Светлановым, не догадывалась… Сотрудники телеканала сидели на балконе и видели, и слышали, что происходило на сцене и в партере, какой неимоверный восторг публики сопровождал этот концерт, где соединились разные жанры и классической, и эстрадной сцены в исполнении больших мастеров.

Тернявский никогда не роптал на судьбу. Во всяком случае, я не слышала. А поводов было немало. То, с каким достоинством Валентин Григорьевич и Люда сохранили интерес к жизни, к творчеству, к другим людям, вызывало восхищение.

Я никогда не задумывалась, сколько ему дет. Он всегда оставался таким, каким я его увидела впервые. Подтянутым, элегантным и невероятно доброжелательным. Так и останется навсегда…

Валентин Тернявский
Фильм «На волне моей памяти»