Блоги

Из телевизора в кино: Майкл Кан

Майкл Кан — американский киноредактор, известный своим частым сотрудничеством со Стивеном Спилбергом. Его первое сотрудничество с режиссером было в фильме 1977 года «Близкие контакты третьей степени». Кан является монтажером большинства фильмов Спилберга.

Началом монтажного его пути стало телевидение. Работа заключалась в продюсировании рекламных роликов для нью-йоркского рекламного агентства, но вскоре он начал работать в пост-продакшене. Своими кумирами из киноредакторов он считал Ральфа Э. Уинтерса, монтажера «Бер-Гура» (1959) и Уильяма Рейнольдса с монтажом «Крёстного отца» (1972). В интервью киножурналу CineMontage Майкл Кан рассказывал:

Я был тем ребенком, который не понимал до конца, что делает. Именно там я научился нарезать, создавать, менять эмоции и чувства кадрами. Как только ты чувствуешь, что можешь составлять разные истории из одних и тех же кусков, то ты отныне можешь всё.

Путь со Стивеном Спилбергом начался с общих знакомых. Работая над вестерном «Возвращение человека по имени Конь» (1976) Ирвина Кершнера, Майкл Кан был рекомендован самим режиссером к сотрудничеству со Спилбергом. На личной встрече кинорежиссер спросил у Майкла, хороший ли он редактор. Ответ Кана его так воодушевил, что киноредактора взяли работать над «Близкие контакты третьей степени» (1977).

Все известные фильмы Спилберга были смонтированы Майклом Каном. Среди них: «Цветы лиловые полей» (1985), «Парк Юрского периода» (1993), «Поймай меня, если сможешь» (2002) и вся тетралогия Индианы Джонса.

Майкл входит в тройку монтажеров с самым большим количеством упоминания в статистике Оскара за лучший монтаж: 3 победы и 8 номинаций (столько же, сколько и у Тельмы Скунмейкер). Чем отличаются работы Спилберга с точки зрения монтажа, сейчас увидим в небольшом разборе. Помимо Оскара, все описанные ниже фильмы получили награду премии «Американского общества монтажёров» в номинации «Лучший монтаж кинофильма».

Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (Raiders of the Lost Ark) (1981)


Известный археолог доктор Индиана Джонс нанят правительством США для поисков Ковчег Завета, который, как полагают, все еще содержит Десять заповедей. К сожалению, приспешники Гитлера также охотятся за Ковчегом.

Кадры с живыми действиями были дополнены оптикой и матовыми картинками. На некоторых моментах фильма было принято решение сделать 50 кадров, чтобы повысить качество изображения для кульминационной концовки фильма. Визуальные эффекты сыграли важную роль в создании многих эпизодов, включая финал, когда раскрытие Ковчега Завета приводит к впечатляющему сверхъестественному событию.

Этот фильм получил Оскар также за лучшие визуальные эффекты. И не зря! Потрясающая сцена плавления лица остается одним из величайших голливудских изображений Божьего гнева. Открытие Ковчега Завета заставляет весь ад вырваться на свободу, и присутствующие вокруг нацисты встречают свою гибель, глядя на выпущенных духов. Мастерски чередуются кадры лиц актеров и специально заготовленных, которые плавятся. Монтаж заставляет не отрываться от экрана. Очень яркая и разнообразная картинка в изображении призраков и огня.

Список Шиндлера (Schindler's List) (1993)


Вторая мировая война унесла жизни более шести миллионов евреев, путем бесчеловечного геноцида от Нацистской Германии. Стивен Спилберг решает показать в подробностях эти события и вливает все эмоции в фильм, рассказывающий о жизни члена нацистской партии, Оскара Шиндлера, который понимает, что действия его страны неправильны. Историческая нуар-драма о жестоком историческом событии. Помимо Оскара, фильм получил награду премии BAFTA за ту же номинацию.

Сцена с девочкой в красном пальто ломает нуар фильма. В фильме она представляет ужасную реальность, которая приходит на ум Шиндлеру, когда он видит ее светлый образ среди серых людей и расправы над ними. Увидев тело мертвой девочки потом (нет во фрагменте), он сильно ударился о окружающую его действительность, и, вероятно, именно тогда он решил повернуться против нацистов и попытаться спасти евреев. Тот переломный момент, в котором злодей понимает, что он сделал, и что сделала власть, которой он подчиняется.

Добавляет драматичности композиция «Oyf'n Pripetshok», песня на иврите в исполнении детей о раввине, обучающем своих юных учеников алфавиту. К концу 19-го века это была одна из самых популярных песен евреев Центральной и Восточной Европы, и как таковая она является основным музыкальным воспоминанием о Европе до Холокоста.

Жестокие кадры сопровождают друг друга, разбавляя проблеском надежды в виде маленькой девочки. И даже уже Ингрид, любовница Шиндлера, говорит: «Прошу, пойдём», лишь бы не видеть всей жестокости, происходящей вокруг.

Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan) (1998)


Ещё одна историческая военная драма рассказывает историю поиска рядового Джеймса Фрэнсиса Райана, американского солдата, пропавшего без вести в Нормандии во время Второй мировой войны. Помимо Оскара, фильм получил награду премии «Спутник» за ту же номинацию.

В сцене со снайпером, главной драмой становится желание рядового Капарзо продолжать свой бой, несмотря на ранение, но после понимания, что конец его близок, достаёт письмо, адресованное его отцу. Он произносит свои последние слова, погибая, в то же время, когда американский солдат нейтрализует немецкого снайпера. Это используется для сопоставления, поскольку создает эффект связи между жизнями пары, когда умирает американец, умирает и немец.

«Съемка с рук» или же дергающийся кадр используется для передачи погружения в события, как будто мы смотрим от лица одного из солдат. Плавные и красиво снятые кадры дополняют сцену деталями. В этой последовательности очень эффектны освещение и цвет, все цвета темные и серые, кроме французской семьи, немецкой снайперской вышки и крови, вытекающей из запястья рядового Капарзо.

Майкл Кан и Стивен Спилберг

В 2022 Кан и Спилберг отмечают 45 лет сотрудничества. Сейчас они вместе работают над фильмом Фабельманы (The Fabelmans), который должен выйти в конце этого года. Пока фильм на стадии постпродакшена, а значит Майкл и его коллеги поглощены работой. С нетерпением ждем новых работ культового дуэта!

Обложка
Финальная фотография
Кино